ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сайт Ивана Васильевича

05.07.2011

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

И. В. Гаранжа, зав. лабораторией учебно-конструкторской техники,
Ю. К. Сотников, зав. лабораторией измерительной техники,
Факультет среднего профессионального образования Технологического института Орел ГТУ, Орел

Исходя из того, что в современных условиях рыночных отношений требования к уровню подготовки специалистов среднего звена возросли, а практические навыки недостаточны для профессиональной деятельности, требуется новый инновационный подход к их практическому обучению.

Многие выпускники среднего звена продолжают учебу в высших учебных заведениях по избранной специальности, которая, в конечном итоге, формирует навыки работы со сложной техникой. Особенно это касается учебных заведений технического профиля. Отсюда следует, что средние специальные учебные заведения должны вести подготовку выпускников среднего звена на высоком профессиональном уровне.

Чтобы этого достичь, кроме теоретической подготовки должна осуществляться практическая подготовка студентов на протяжении всей учебы с высокими требованиями к качеству выполняемых работ.

Преподавательский коллектив электротехнических дисциплин в 1988 году принял решение ввести требование к выполнению дипломных проектов по электротехническим специальностям с обязательным изготовлением действующих макетов, т.е. с техническим подтверждением темы дипломного проекта. Это инновационное начинание было поддержано руководством нашего учебного заведения.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, когда особое внимание Федеральных органов уделено малому бизнесу, назрела необходимость применить современные методы обучения путем создания моделей производственных предприятий – хозрасчетных учебно-производственных центров при учебных заведениях для адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Об этом мы говорили и раньше на Всероссийских форумах, что в нашем учебном заведении используется новый подход к практической подготовки выпускников. Этот подход заключается в том, что выпускники электротехнических специальностей выполняют дипломные проекты с изготовлением действующих макетов, но, к сожалению, это осуществляется при ограниченных материальных ресурсах. Здесь мы предложили новый подход к практическому обучению путем создания хозрасчетных учебно-производственных центров на базе малого бизнеса. Это вызывало большой интерес у преподавателей многих учебных заведений как в г. Воронеже в 2003 году, так и в г. Твери в 2004 и 2006 гг.

Наше предложение в г. Воронеже по созданию хозрасчетных учебно-производственных центров на базе малого бизнеса было поддержано и включено в резолюцию VII Всероссийской научно-практической конференции.

Хозрасчетные учебно-производственные центры на базе малого бизнеса позволят осуществлять качественную подготовку студентов по формированию практических навыков, и создавать хорошую техническую базу для профессионального обучения выпускников. Такие центры позволят выпускникам иметь дополнительно 5– 7 летний трудовой стаж работы по специальности, так как они после окончания учебы в ССУзах идут в армию или продолжают учебу в высших учебных заведениях и этот стаж теряют. Это вызывает тревогу не только у родителей студентов, но часто и у самих выпускников. Не секрет, что многие студенты, особенно старших курсов, подрабатывают, но проблема остается, так как чаще всего сфера их деятельности не связана с получаемой в учебном заведении специальностью.

Мы считаем, что учредителями хозрасчетных учебно-производственных центров могут быть как индивидуальные предприниматели, так и небольшие самостоятельные фирмы. В данном случае соучредителями учебные заведения быть не должны, так как они в любом случае будут отрицательно влиять на хозяйственную деятельность, Но для этого требуется специальный под-ход, так как не каждый предприниматель согласится взять на себя эту нелегкую задачу. Во-первых, работа со студентами это нелегкий труд, а во-вторых, чтобы этим заниматься, необходимо находить такие сферы деятельности студентов, которые бы нашли рынки сбыта. Однако на наш взгляд имеется возможность привлечь внимание предпринимателей и инвесторов к этой сфере деятельности следующим образом.

Во-первых, это можно сделать путем выделения предпринимателям для учебных целей вакантных производственных площадей, которые могут быть изысканы в учебном заведении, для организации постоянно действующих хозрасчетных учебно-производственных центров. В этом случае между предпринимателем и учебным заведением заключается договор, что учебное заведение предоставляет производственные площади и услуги для учебных целей, а предприниматель обязуется организовать постоянно действующее производство для студентов и преподавательского коллектива данного учебного заведения. При этом направление деятельности предприятия должно соответствовать тематике этого учебного заведения.

К трудовой деятельности такого предприятия не должна привлекаться рабочая сила со стороны, за исключением руководителя предприятия, главного бухгалтера, технического руководителя и лиц, ответственных за технику безопасности. Все функции руководства структурами данного предприятия должны осуществляться силами студентов старших курсов. Такие учебно-производственные центры должны быть самостоятельны, а финансовая и производственная деятельность должна быть независимой от учебного заведения. Все функции по финансовой и производственной деятельности учредитель берет на себя, привлекая к этому студентов и преподавателей этого учебного заведения. Работа студентов должна осуществляться по графику, в свободное от учебы время, и не должна мешать учебному процессу. Хозрасчетный учебно-производственный центр при поступлении студента на работу оформляет на него трудовую книжку, а в процессе работы ведет табельный учет трудового стажа и выплачивает заработную плату по результатам работы, предоставляя студенту возможность продвигаться по служебной лестнице в зависимости от его способностей. Студент работает в таком хозрасчетном учебно-производственном центре исключительно добровольно по контракту, и после защиты дипломного проекта выпускника увольняют в связи с окончанием учебы, освобождая место для других студентов. В этом случае учредитель имеет возможность предложить выпускнику организовать свой бизнес и на начальном этапе оказать финансовую помощь. Хозрасчетный учебно-производственный центр, в процессе своей производственной деятельности, не должен зависеть от учебного заведения, но обязан выполнять все условия процесса обучения студентов, используя свои финансовые и материальные средства. Все это должно быть отражено в уставе предприятия и в двустороннем договоре между учебным заведением и частным предпринимателем.

При таком подходе в первую очередь выигрывает предприниматель, так как он получает возможность использовать производственные площади и услуги на условиях льготной оплаты за арендованные площади, что чаще всего не хватает предпринимателю для нормальной работы, особенно на начальном этапе своей деятельности. Кроме этого, при правильной организации своей работы он имеет возможность привлечь к производственным процессам достаточно квалифицированную рабочую силу.

Во-вторых, выигрывает студент. С одной стороны, при желании, он имеет возможность улучшить свое финансовое положение, повышая свою квалификацию, а с другой – зарабатывать себе трудовой стаж, совмещая работу с учебой.

В-третьих, выигрывает среднее профессиональное учебное заведение. В этом случае улучшается качество практической подготовки, которые осуществляют профессиональную дополнительную подготовку по специальности на базе учебно-производственного центра и, в то же время, повышается заинтересованность студента, делая его более дисциплинированным и ответственным в своих действиях. При этом ощутимо повышается качество подготовки специалистов, которые будут адаптированы к профессиональной деятельности в процессе обучения в ССУЗе, так как хозрасчетные учебно-производственные центры должны отражать настоящую модель производства, где студенты проходят специализацию от рабочего до руководителя подразделения, проходя несколько этапов производственной деятельности. У данного учебного заведения появляется дополнительно возможность целенаправленно заключать договора с предприятиями на подготовку высоко-квалифицированных специалистов.

В-четвертых, выигрывает районная администрация, так как появляются дополнительные квалифицированные рабочие места, повышается уровень воспитания и занятости молодежи и уровень подготовки кадров для местной промышленности.

По нашему мнению, данный подход создает перспективы для реального улучшения качества практической подготовки выпускников.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом Город-Орел: электронный справочник.