КЛАССИЧЕСКАЯ И НОВАЯ ПАРАДИГМА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сайт Ивана Васильевича

09.07.2011

КЛАССИЧЕСКАЯ И НОВАЯ ПАРАДИГМА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Гаранжа И.В., Сотников Ю.К.

Факультет среднего профессионального образования Технологического института Орел ГТУ

Преимущество системы образования – это ее постоянство основных моральных и этических норм, так как несмотря на динамические изменения в обществе обеспечивается преемственность наследования культуры. В то же время это и ее недостаток, поскольку образование отстает от динамически развивающихся процессов, а смена наукоемких технологий происходит в течение 3-5 лет, что сопоставимо со временем подготовки выпускника. Выпускник может отставать по своему уровню подготовки.

Это на протяжении многих лет осознано в мировой практике, а поэтому идут поиски новой образовательной парадигмы, отвечающей духу времени. При множестве инноваций новой парадигмы можно обобщить следующие представления.

Имеется классическая и новая парадигмы. Рассмотрим различие этих парадигм.

По классической парадигме основной задачей образования – это подготовка выпускников к трудовой жизни. По новой парадигме образование направлено на обеспечение условий самоопределения и самореализации выпускников.

По классической схеме человек рассматривается как простая фигура.

По новой парадигме – человек сложная фигура.

По классической парадигме знания являются памятью из прошлого, а по новой знания мышления, т.е. знания из будущего.

Классический подход – это передача умений и навыков, а новый подход заключается в созидании образа окружающего мира в самом себе.

В классическом понятии студент является объектом педагогического воздействия, а по новой парадигме он является субъектом познавательной деятельности, т.е. самообучающийся.

В классическом подходе предусмотрены монологические отношения педагога и обучаемого, а в новой парадигме происходят диалогические отношения педагога и обучаемого.

В классической парадигме происходит репродуктивная деятельность обучаемого, а в новой – его творческая деятельность.

При традиционном обучении учащемуся достаточно воспринять и повторить заданные преподавателем образцы знаний и действий, чтобы запомнить их и воспроизвести. Однако в профессиональной деятельности специалист сталкивается не с стандартными типовыми задачами, а с проблемными ситуациями, требующих мышления. Одним из важных качеств специалиста является способность совместной работы с другими специалистами.

Зачастую этому не учат, и студент выступает принципиальным одиночкой, отвечающий только за себя. Однако, каждый специалист должен владеть как нормами грамотности, так и нормами отношений с другими людьми. Речь идет о воспитании выпускника как члена конкретного профессионального коллектива.

Преодоление вышеуказанных недостатков можно найти в теории и технологии контекстного обучения член корр. РАО, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова А.А. Вербицкого. Эта теория разрабатывается в течение более 20 лет.

Согласно этой теории контекст – это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, придающую смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам.

Благодаря контексту человек может осмысленно интерпретировать ситуацию, знает, что ему следует ожидать. Прежде, чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. Технология контекстного обучения А.А. Вербицкого тесно переплетается с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, согласно которой посредством активной деятельности человек приобретает социальный опыт, который формирует систему отношений с объективным миром и другими людьми. Для студента важно не только освоение знаний, но и овладение профессиональной деятельностью, как будущего специалиста.

Но в контекстном обучении существуют противоречия. С одной стороны обучение должно быть в рамках качественно иного подхода, а с другой стороны студент должен овладеть тем минимумом знаний, без которых невозможен самообразовательный процесс. В обучении на первом этапе должна иметь место познавательная мотивация, а к концу обучения она должна быть трансформирована в мотивацию профессиональную.

При этом необходимо учитывать и то, что традиционные «искусственные» формы организации учебной деятельности студентов совсем не похожи на реальные формы профессиональной деятельности специалиста.

Итак, деятельность студента ни по содержанию, ни по формам «не равна» деятельности специалиста.

В соответствии с одним из главных положений теории деятельности А.Н. Леонтьева, для того, чтобы овладеть какой-то конкретной деятельностью, нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении.

Встает вопрос: как тогда перейти от учения к труду, имея дело не с профессиональными навыками, а с их информационными моделями?

Ответ на этот вопрос и дает теория контекстного обучения А.А. Вербицкого: нужно создать педагогические условия для динамического движения от учебной деятельности студента к профессиональной. При смене потребностей и мотивов сохраняются цели, действия и результаты.

Для этого нужно последовательно моделировать в формах деятельности студентов предметно-технологический и социальный контексты.

В контекстном обучении выделено три базовые формы деятельности студентов помимо множества промежуточных.

К базовым относятся: учебная деятельность академического типа (информационные лекции), квазипрофессиональная деятельность (деловая игра), учебно-профессиональная деятельность (практические и исследовательские работы приближенные к производственным.

В качестве промежуточных выступают конкретные формы обучения студентов, которые обеспечивают переход от одной базовой формы деятельности студентов к другой. Это проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций и т.п.

Содержание контекстного обучения основывается на логике учебного предмета и на логике будущей профессиональной деятельности, что и является моделью специалиста.

В этом случае к концу обучения все более четко прорисовываются контуры профессионального будущего студента. Это наполняет его познавательную деятельность личностным смыслом, создает возможности для движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду.

В контекстном обучении теоретическое знание впервые становится для студента осмысленным, пригодным не только для сдачи экзаменов, но и является «живым знанием» предстоящей профессиональной деятельности.

Тем самым студент как бы разворачивается из прошлого через настоящее в будущее, действует в целостном пространственно- временном контексте «прошлое - настоящее - будущее». Все это мотивирует его учебную деятельность, делает ее осмысленной и продуктивной.

Овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений студент развивается и как специалист, и как член общества.

Основными принципами контекстного обучения являются:

- принцип педагогического обеспечения включения студента в учебную деятельность;

- последовательного моделирования в учебной деятельности студентов форм и условий профессиональной деятельности специалистов;

- проблемное содержания обучения и процесса его развертывания;

- адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;

- роли совместной деятельности преподавателя и студентов, студентов между собой;

- педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий.

Материалом для такого комплекса могут служить как все известные формы и методы обучения, - инновационные, программированные, традиционные и другие, так и создаваемые самим разработчиком.

Реализация контекстного обучения с применением новой парадигмы осуществляется на факультете среднего профессионального образования Технологического института Орел ГТУ.

Несколько лет назад, когда был еще политехнический колледж, на заседании цикловой комиссии электротехнических дисциплин было принято решение о комплексной подготовке специалистов, совмещающих в себя практические умения и навык, полученные в обязательной учебной программе и умение творчески реализовывать эти знания на практике. Это направление реализуется до настоящего времени на факультете среднего профессионального образования Технологического института Орел ГТУ по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Его реализация на заключительной стадии обучения осуществляется путем выполнения дипломных проектов с обязательным изготовлением действующего макета, проектируемого устройства или элемента системы автоматического управления в рамках этого проекта.

Этому предшествует , в которых ярко выражается самореализация и творческий подход студентов к практическим вопросам.

Данный подход подтверждает то, что разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения в рамках новой парадигмы - это сфера педагогического творчества преподавателей.


Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1975.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. 1999.

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в новой образовательной парадигме. Воронеж, 2003.

Работа студентов в постоянно действующих кружках технического творчества


***

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом Город-Орел: электронный справочник.