Альтернативные предложения
по решению проблемы технического осмотра

Сайт Ивана Васильевича

04.07.2011

Альтернативные предложения
по решению проблемы технического осмотра


Альтернативные предложения по решению проблемы технического осмотраПрохождение техосмотра касается каждого владельца транспортных средств. Президент Дмитрий Медведев предложил связать технический осмотр с заключением договора ОСАГО. Идея хорошая, но вызывает сомнение, что при ее реализации, в таком виде, как предложил Президент,  техосмотр упростится. Альтернативные предложения по реализации этой идеи и реакция Администрации Президента на них.

 

Государственный технический осмотр транспортных средств предусматривает проверку на техническую пригодность автомобиля для обеспечения безопасности движения в условиях эксплуатации, проверку регистрационных данных, а также проверку, не числится ли этот автомобиль в списках нарушителей или в списке угнанных автомобилей.

Без проведения техосмотра автомобиль эксплуатировать запрещено законом, а поэтому нарушение закона преследуется штрафом.

Технический осмотр транспортных средств в настоящее время преобладает нелегальный, т.е. без настоящего техосмотра имеется возможность заплатить деньги и незаконным путем получить талон о прохождении техосмотра. При этом автомобиль может находится в аварийном состоянии.

Владельцы транспортных средств, которые проходят технический осмотр легальным путем, часто теряют много времени в очереди в пунктах прохождения технического осмотра.

Президент Дмитрий Медведев предложил выход из сложившейся ситуации, начиная с 2011 года. Он заявил: «Еще раз подчеркиваю: нужно вывести это из-под милиции и сделать это максимально простым, вместе с техническим обслуживанием и заключением договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), которое является для всех обязательным». Дмитрий Медведев также добавил, что в процессе эксплуатации автомобиля владельцы обращаются на сервисные станции, поэтому, согласно предложению, талон техосмотра будет выдаваться при заключении договора ОСАГО и станет "совсем необременительным образом" фиксировать техническое состоянии машины. "Есть предложение, вполне разумное: отказаться от милицейского техосмотра и совместить этот техосмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности, когда это будет делаться просто в сервисах", - заявил президент. Медведев отметил, что при заключении договора об ОСАГО будет добавляться талон, фиксирующий состояние автомобиля. При этом, по мнению президента, новые автомобили могут быть освобождены от обязательного техосмотра на первые три года эксплуатации, машины в возрасте от 3 до 7 лет должны проходить техосмотр раз в два года, а после 7 лет - ежегодно. "Это разумное в настоящий момент решение," - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Хорошая идея связать технический осмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), но вариант этой реализации, который предлагает Президент, вызывает некоторые сомнения в том, что он упростит проблему техосмотра.

С увеличением количества транспортных средств для прохождения техосмотра теряется много времени. Подавляющая часть автомобилистов пользуется возможностью получать талоны технического осмотра незаконным путем, что не способствует приведению в порядок технического состояния транспортных средств, для обеспечения безопасности дорожного движения.

Предложение Президента вывести техосмотр из-под полиции и совместить его с заключением договора о страховании автогражданской ответственности путем технического обслуживания в автосервисах не упростит проблему, а только ее усложнит. Не все автомобилисты пользуются услугами аккредитованных автосервисов, а поэтому при этом подходе упрощение техосмотра не произойдет, а приведет к значительной загруженности автосервисов и резкому удорожанию технического осмотра. Это отвлечет сервисы от качественного ремонта автомобилей и, в итоге, понижению безопасности движения.

Президент предлагает освобождать от обязательного технического осмотра новые машины на первые три года, машины от 3 до 7 лет должны проходить техосмотр раз в два года, а старше - ежегодно. Постановка данного предложения тоже вызывает сомнение. Как правило, чаще всего происходит угон новых автомобилей, а поэтому техосмотр в части проверки регистрационных данных транспортного средства и проверки, не числится ли автомобиль в списках нарушителей или в списке угнанных автомобилей должен проходить ежегодно.

Что касается технического состояния автомобиля, то здесь необходимо подходить с другой стороны. Следует согласиться, что в настоящее время за техническое состояние автомобиля никто юридически не отвечает. Этим и объясняется то, что имеется возможность получать талоны технического осмотра незаконным путем. Предложения Президента не решают эту проблему.

Если исходить из предложений Президента связать технический осмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), то вышеуказанные недостатки можно устранить.

С точки зрения безопасности дорожного движения можно утверждать, что поведение водителя с опытом и водителя новичка совершенно разные: опытный водитель более чувствительный к поведению транспортного средства, он быстрее обратит внимание на изменение поведения машины и на возникшую неисправность. Неисправность любого автомобиля может возникнуть в любой момент, но водитель без опыта может не обратить на это внимание.

Приведу пример. Это было давно, но пример поучительный. Мой товарищ, бывший заместитель главного инженера завода УВМ г. Орла Евгений Учайкин приобрел легковой автомобиль и вскоре на нем с женой уехали в отпуск. С отпуска они не вернулись. Погибли нелепо из-за того, что отвалилось колесо автомобиля. Причиной было то, что не были закручены гайки колеса. Можно с уверенностью сказать, что опытный водитель этого бы не допустил.

Предлагаю техосмотр проводить следующим образом.

1. При заключении договора ОСАГО ежегодно страховая компания должна проверять регистрационные данные любого транспортного средства и при этом должна быть проверка, не числится ли автомобиль в списках нарушителей или в списке угнанных автомобилей. Регистрационные документы должны быть неотъемлемой частью договора ОСАГО. Это позволит создать единую базу данных и легко определять всякого рода подделки. Внешний вид автомобиля и вид на номерные знаки его агрегатов договор ОСАГО должен содержать в виде фрагментов фотографий.

2. Водитель, который едет за рулем со стажем менее 5 лет должен на данное транспортное средство иметь отметку техосмотра, независимо от его хозяина. Как правило, неисправности транспортных средств проявляются сезонно, и нет гарантий, что они не проявятся в новом автомобиле. Водитель с маленьким стажем может не обратить на это внимание.

3. Водитель со стажем более 5 лет может проходить или не проходить техосмотр в пунктах техосмотра, но при этом за техническое состояние транспортного средства он берет юридическую ответственность на себя. В этом случае в договоре должна быть предусмотрена графа для отметки организации, которая произвела техосмотр и имеет на это право, или  подпись владельца транспортного средства, который берет юридическую ответственность за техническое состояние автомобиля на себя. В любом случае, должен быть ответственный за техническое состояние автомобиля. Если техосмотр проводился организацией, которая имеет на это право, то в случае аварии по причине некачественного техосмотра, эта организация и несет ответственность, а если владелец от техосмотра отказался или сделал отметку в организации, которая на это не имеет права, то вся ответственность ложится на владельца. Причем каждому необходимо предоставить право проходить техосмотр в любое, удобное для него время, с отметкой в документе ОСАГО. При этом ответственность переходит к организации, которая провела техосмотр. Действие технического осмотра действительно до заключения нового договора ОСАГО. Таким образом можно исключить формальный подход к техническому состоянию транспортных средств и улучшить качество дорожного движения, так как никто не возьмет ответственности на себя, не проверив транспортное средство. За качество своих работ надо отвечать.

Иван Гаранжа
24 мая 2011 года

***

Письмо из Администрации Президента по вопросу альтернативного техосмотра


Ваши предложения и пожелания, которые Вы высказали в обращении на имя Президента Российской Федерации, по возможности будут учтены при подготовке документов и в практической работе.

Советник департамента письменных обращений граждан и организаций Ю. Куприн
31 мая 2011 года


***

Письмо Администрации Президента

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом