МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ ПОКОЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Анисимов Петр Федорович, начальник Управления среднего 
профессионального образования Минобразования России, к.э.н. Заключительное слово. Анисимов Петр Федорович, начальник Управления среднего профессионального образования Минобразования России, к.э.н. Заключительное слово.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ ПОКОЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

П.Ф. Анисимов,
e-mail: mobr-uspo@mtu-net.ru
начальник Управления среднего профессионального образования Минобразования России

Рубеж веков отмечен возрастанием роли образования, его переходом из статуса одного из факторов развития в статус приоритетного условия прогресса. Образование превратилось в мощную общественную силу, важнейший компонент социально-экономического, культурного и нравственного развития человека, сообществ, наций. Поворот России к демократии, правовому государству, рыночной экономике, связанные с этим коренные изменения в ведущих сферах общественной жизни поставили перед отечественным образованием весьма непростые задачи. С одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны российской образовательной системы, позволившие превратить Россию в одну из высокоразвитых в культурном отношении стран мира, а с другой - систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной, чтобы в новых условиях она сохраняла свою роль одного из ведущих факторов общественного развития.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования, развивается как звено в системе непрерывного образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами послесреднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение алгоритмизированных задач, требующих оценки, выбора и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений задачи в рамках регламентированного количества вариантов. Речь идет о деятельности по заданному сложному алгоритму без конструирования или с частичным конструированием решения. Можно выделить следующие основные направления деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях экономики: обработка технической, технологической и другой информации в целях подготовки материалов для принятия инженерных решений, обеспечение функционирования сложных технических и технологических систем, управление первичными трудовыми коллективами. В социальной сфере специалисты со средним профессиональным образованием осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права, физической культуры и спорта, культуры и искусства и др. Специалисты со средним профессиональным образованием экономического профиля решают оперативные экономико-организационные задачи в экономических и финансовых службах предприятий и организаций, подразделениях, ответственных за статистическую отчетность и бухгалтерский учет.

В России среднее профессиональное образование имеет глубокие исторические корни. Жизнеспособность и востребованность этого образовательного уровня проверены и доказаны в течение многих десятилетий. В экономике России занято 18,5 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 29 % от общей численности занятых. Современная средняя профессиональная школа - это 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. В средних специальных учебных заведениях обучается 2,5 млн. человек. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся 11 % выпускников 9-х классов и 23 % выпускников 11-х классов.

За последние 5 лет прием студентов вырос на 180 тысяч чело-век, численность студентов - на 400 тысяч человек. При расширении приема сохраняется стабильный конкурс: но всем формам обучения - 1,8 человек на место, по очной форме - 1,9 человек на место. Увеличилась подготовка по специальностям экономического и гуманитарного профилей. В то же время расширяется подготовка специалистов технического профиля. В период с 1995 года увеличился прием по всем основным направлениям среднего технического образования, в том числе: «Информатика и вычислительная техника» в 2,3 раза, «Энергетика», «Метрология, стандартизация и контроль качества», «Технология продовольственных продуктов» — в 2 раза, «Технологические машины и оборудование» - в 1,5 раза. Быстро развивается подготовка специалистов в области сервиса: с 1995 года прием на эти специальности увеличился в 7 раз.

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования. Необходимо иметь в виду, что опережающее развитие - это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но прежде всего - коренное изменение качества образования.

Важнейшим аспектом модернизации образования является совершенствование его содержания в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Содержание образования, его ценностная «заряженность», безусловно, является базовым компонентом, «душой» и «ядром» образования. Обновление содержания образования определяет, будет ли образование фактором стагнации общества или стимулом его культурного, экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны. В условиях переходного периода в развитии общества содержание образования является основным объектом реформирования. При этом само содержание образования, о чем свидетельствует мировая практика и отечественный опыт, не может реформировать себя изнутри. Реальные изменения должны быть результатом внешнего воздействия - продуманной и целенаправленной государственной политики на основе учета интересов всех субъектов образовательного пространства и социального партнерства.

Каковы факторы, определяющие сегодня содержание среднего профессионального образования и направления его обновления?

В качестве первого фактора необходимо рассмотреть модернизацию общественной жизни, задающую национальные цели образования, которые, основываясь на культурных, нравственных, социальных ценностях современной России, учитывая традиции и наследие страны, предъявляют требования к общей образованности выпускников. В национальных требованиях заложен идеал личности, которая отличается чувством собственного достоинства, гражданственностью, толерантностью, ориентацией на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию, способностью самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

На Всемирном форуме по образованию, состоявшемся 26-28 апреля 2000 года в Дакаре (Сенегал), было подчеркнуто, что образование должно развивать необходимые для жизни навыки, а также содействовать формированию уважения к закону, приверженности демократии и миру, правовым и моральным ценностям, бережному отношению к окружающей среде. Создание и развитие системы гражданского образования будущих специалистов - это серьезная политическая задача, успешное решение которой поможет поднять политическую культуру общества на новую ступень, воспитать активных граждан демократического общества. Современное образование должно быть направлено на повышение социальной активности молодежи, развитие желания своими силами улучшать экономические, социальные, политические, культурные условия жизни. Реализация национальных целей образования должна осуществляться в стратегии гуманизации образования, обеспечивающей становление целостного мировоззрения личности в развивающемся мире.

Основным фактором, определяющим содержание среднего профессионального образования как одного из уровней профессионального образования, являются запросы экономики, науки, техники. Профессиональное образование, в отличие от общего, развивается в тесном взаимодействии со сферой труда, то есть со всеми отраслями экономики. Целевая направленность профессионального образования обусловливает его преимущественную ориентацию на обеспечение профессиональной реализации личности, а следовательно — на удовлетворение интегрированной потребности личности и общества, то есть потребности в получении образования и потребности в кадровом потенциале.

Изменение роли и места специалиста среднего звена в современном производстве обусловлено тем, что в ближайшие 5-10 лет в промышленности резко уменьшится применение жестко заданных технологий производства, которые будут заменены гибкими производственными системами, основанными на широкой автоматизации. Уже сегодня резко сокращается сфера труда, требующего низкой квалификации, уменьшается число рабочих, осуществляющих выполнение операций по непосредственному производству материальных ценностей. Основной категорией работников становится персонал, занимающийся монтажом и наладкой систем автоматизации технологических процессов, гибких производственных систем и робототехнических комплексов, а также непосредственным управлением этими системами, техническим и программным сопровождением вычислительной техники. При этом в качестве содержания труда выступают не отдельные операции, а технологический цикл как единое целое, требующее от человека понимания общей цели, принципов организации и конечного результата производства.

Определяющим фактором производства становится технологическая культура, требующая высокой дисциплинированности в работе, обеспечения контроля за производством, грамотного использования оборудования. В этих условиях наиболее востребованы не умения работать с конкретными машинами и механизмами, а знание принципов их работы, условий выполнения технологических процессов, статистических методов контроля качества производственного процесса и выпускаемой продукции, умение использовать компьютерную технику, владение методами и средствами рациональной обработки информации.

Подобные изменения, характерные в настоящее время для специалистов технического профиля, в перспективе коснутся и работников, занятых в сельском хозяйстве, социальной сфере и сфере технического, технологического, транспортно-коммуникационного и социально-культурного сервиса.

Одним из следствий развития научно-технического прогресса является повышение техногенной опасности производства. Использование новых источников энергии, производственных процессов на основе электронных, биохимических и других новейших технологий - все это не только увеличивает экономическую эффективность производства, но и многократно повышает его потенциальную опасность для окружающей среды. При этом все большее значение приобретает такое качество работников как социальная ответственность за возможные последствия ошибок и просчетов в работе.

Все названные особенности современного производства (и их перечень можно продолжить), связанные с технологизацией и информатизацией, в значительной мере соответствуют характеристике среднего профессионального образования как образовательного уровня, обеспечивающего не только овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности, но и широкую базовую общепрофессиональную подготовку. В качестве основных функций в современном производстве выступают функции управления работой сложного объекта труда - гибких технологических линий, расчета и анализа хода технологического процесса. Возрастает умственная компонента содержания труда, основанная не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме теоретических знаний, дающих возможность творческого осмысления складывающейся ситуации.

Это обусловливает значительное расширение профессионального поля деятельности специалистов среднего звена, которые выступают как работники, сочетающие достаточно фундаментальную подготовку с умениями и навыками, направленными на обеспечение ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, сопровождения автоматизированных информационных систем, выполнение диспетчерских и административно-технических функций, контроль характеристик материалов и качества продукции. В соответствии с этим среднее профессиональное образование может быть представлено как «интеллектуализированное практикоориентированвое образование». Такое определение среднего профессионального образования является принципиальным фактором формирования его содержания как самостоятельного образовательного уровня в структуре профессионального образования.

В этих условиях необходимо изменение содержания среднего профессионального образования, прежде всего, в направлении усиления общенаучной и общепрофессиональной подготовки, обеспечения системности мышления, целостности восприятия студентами будущей профессиональной деятельности, развития их способности к формированию междисциплинарных знаний. Приоритетное значение приобретает развитие творческого мышления и инициативы, формирование у студентов экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, умения анализировать результаты своей деятельности, быть активными в реализации и обновлении знаний. Наряду с такими принципиальными особенностями специалиста, как компетентность и широкий профиль, все большее значение приобретают динамизм, самостоятельность, способность программно-целевой оценки производственного процесса, социальная ответственность.

Важным фактором развития содержания среднего профессионального образования являются отраслевые, региональные и личностные образовательные потребности. Требования к подготовке специалистов должны определяться субъектами экономического пространства, прежде всего, профессиональными сообществами работодателей. Большое значение принадлежит региональным интересам в лице работодателей и других социальных партнеров, которые выдвигают требование к построению деятельности образования как открытой системы с вариативным содержанием, позволяющим оперативно и гибко перестраиваться в соответствии с социально-экономическим развитием регионов. Необходимо увеличение роли личности в процессе образования, предоставление студенту возможности реально участвовать в формировании содержания своего образования, стимулирования его активности в этом направлении.

Еще один значимый фактор обновления содержания образования - это учет международных тенденций развития образования. Болонская декларация провозгласила формирование единого европейского образовательного пространства. Очевидно, что это невозможно без совместимости стандартов и критериев оценки качества во всех европейских странах. Содержание среднего профессионального образования как послесреднего образования, разнообразие спектра подготовки специалистов определяет его потенциальную востребованность на международном рынке образовательных услуг. Перед нами стоит задача обеспечения реальной сопоставимости российских образовательных программ с зарубежными аналогами, признанными на международном уровне.

Инструментом формирования содержания образования является Государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования введена Законом Российской Федерации «Об образовании» и явилась принципиально новым способом формирования содержания образования, предметом многочисленных размышлений, дискуссий, исследований. Мы рассматриваем стандарт как способ обеспечения единого образовательного пространства, как гарантию государства относительно образованности своих граждан. Мы должны обеспечить выполнение единых общегосударственных требований к выпускнику. В то же время существует ряд принципиальных требований к содержанию образования, которые могут быть удовлетворены только при условии вариативности образования с учетом отраслевых, региональных особенностей, специфики конкретных работодателей и учебных заведений, интересов студентов. Единство унификации и вариативности образования - это условие решения данной задачи.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) первого поколения был разработан и введен в учебный процесс в 1996-98 годах. Это позволило выполнить основную задачу стандартизации - обеспечить единство федеральных требований к содержанию образования, ставших основой для формирования системы обеспечения качества образования на всей территории России. В то же время это дало возможность всем субъектам образовательного процесса: отраслевым министерствам и ведомствам, регионам, образовательным учреждениям, студентам - участвовать в формировании содержания образования через различные компоненты образовательной программы.

Внедрение ГОС СПО способствовало упорядочению структуры среднего профессионального образования, создало основу для обеспечения соответствия содержания образовательных программ современным требованиям. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам: профессиональной образовательной программе базового уровня и профессиональной образовательной программе повышенного уровня. Если базовый уровень обеспечивает подготовку специалистов по традиционным квалификациям, то повышенный уровень дает возможность выпускнику приобрести качественно новую квалификацию, обеспечивает усиление фундаментальной и гуманитарной подготовки, изменение соотношения теоретической и практической подготовки в сторону увеличения доли теоретической подготовки, усиление ориентации на овладение информационными технологиями, освоение новых знаний и умений, востребованных на рынке труда.

Развитие гибкости и вариативности содержания образования обеспечивается путем предоставления образовательным учреждениям академических свобод в формировании содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы регионов. Для самостоятельного проектирования содержания образования образовательному учреждению отводится 15 % бюджета учебного времени. Гибкость достигается за счет введения в программы учебных дисциплин дидактических единиц, обеспечивающих оперативное обновление содержания образования. Вариативность содержания образования создается через формирование национально-регионального компонента, введение специализаций, элективных и факультативных курсов.

С 2000 года начата разработка второго поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Каковы же особенности стандарта второго поколения, в чем его принципиальное отличие?

Прежде всего, это стандарт, который будет действовать в течение 10 лет, в отличие от стандарта первого поколения, имеющего статус временного. Во-вторых, это стандарт, сформированный на основе стандарта первого поколения. Он вобрал в себя весь опыт первого поколения - не только его непосредственной разработки, но и опыт той огромной работы по осмыслению действующего стандарта, которая проведена учебными заведениями, методическими службами, научными организациями. В-третьих, разработка стандарта второго поколения осуществлялась в иных социально-экономических условиях. Произошли значительные изменения в экономике страны - возрождение промышленности, расширение производства отечественных товаров, быстрое развитие сферы услуг. Изменилась и система образования, в том числе и среднего профессионального. Если в середине 90-х годов речь шла о его выживании, то сегодня мы с уверенностью можем сказать: в условиях социально-экономических преобразований среднее профессиональное образование показало высокую устойчивость, способность к перестройке и наращиванию потенциала.

При разработке стандарта второго поколения мы основывались на учете рассмотренных выше факторов, определяющих содержание среднего профессионального образования и направления его обновления: модернизация общественной жизни, запросы экономики, науки, техники, место среднего профессионального образования в образовательной системе как интеллектуализированного практикоориентированного образования, конкретные кадровые и образовательные потребности, международные тенденции развития образования.

Основная задача профессионального образования - подготовка кадров для экономики - обусловливает необходимость согласования образовательных и профессиональных стандартов, обеспечения такой основы для формирования образовательной программы, чтобы она, с одной стороны, могла быть настроена на конкретные условия будущей работы выпускников, с другой стороны, давала общепрофессиональную подготовку, необходимую для реализации полученного образования в широком профессиональном поле, с ориентацией не только на сегодняшнее состояние производства, но и на перспективы развития науки, техники, технологий. Это обусловливает необходимость организации разработки образовательного стандарта как процесса совместной деятельности широкого круга участников: не только отраслевых министерств и ведомств и их методических служб, региональных органов управления образованием, научных организаций, учебных заведений, но и конкретных работодателей и их сообществ, определяющих реальные требования к выпускникам и соответственно — к содержанию подготовки специалистов. С целью объединения усилий всех заинтересованных сторон для разработки второго поколения образовательного стандарта была создана система взаимодействующих общественных объединений: Межведомственный экспертный совет по ГОС СПО, учебно-методические советы по группам специальностей, учебно-методические комиссии специальностям.

Разработка второго поколения ГОС СПО началась с формирования нового Классификатора специальностей среднего профессионального образования, который был утвержден Минобразованием России в 2001 году. В процессе разработки Классификатора было осуществлено упорядочение перечня специальностей, сокращение их количества, введение новых направлений подготовки специалистов, соответствующих модернизации производства и социальной сферы. Это позволило повысить адекватность Классификатора специальностей современному уровню и перспективам развития экономики.

В 2001-2002 годах на основе нового Классификатора специальностей была проведена разработка второго поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (Государственные требования) по 236 специальностям, в том числе по 215 специальностям для реализации базового уровня и по 21 специальности для реализации повышенного уровня среднего профессионального образования.

В основу формирования второго поколения Государственных требований положены следующие принципы:

-приоритет качества подготовки специалистов, его соответствие квалификационным характеристикам специалистов среднего звена;

-усиление соответствия профессиональной направленности содержания образования потребностям рынка труда, отраслей экономики и перспективам их развития за счет широкого участия социальных партнеров в обновлении содержания среднего профессионального образования;

-диагностичность целей образования, предполагающая возможность измерения и оценки подготовленности выпускников, создания системы контроля основных показателей качества образования;

-соответствие содержания среднего профессионального образования современным тенденциям развития образования, выражающимся в гуманитаризации, гуманизации и фундаментализации содержания образования, повышении уровня интеллектуализации подготовки специалистов, информатизации, усилении профессиональной направленности социально-экономической и естественнонаучной подготовки;

-практикоориентированность среднего профессионального образования, выражающаяся в том, что практическая подготовка студента должна составлять не менее 50 % от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику;

-гибкость и вариативность образования, обеспечивающая академические свободы образовательного учреждения в формировании содержания образования и организации образовательного процесса, в том числе с целью индивидуализации образовательных программ, ориентированных на потребности личности обучающегося и рынка труда;

-непрерывность образования, предусматривающая преемственность различных уровней образования, обеспечение условий для получения личностью квалификации на более высоких уровнях образования.

При формировании второго поколения Государственных требований одной из задач являлось усиление гуманитаризации содержания образования. Это нашло отражение во введении в минимум содержания образовательных программ по всем специальностям гуманитарных дисциплин «Социальная психология», «Русский язык и культура речи», в увеличении объема учебного времени на дисциплину «Иностранный язык», что обеспечивает формирование у студентов коммуникативной культуры, умения пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Введены общепрофессиональные дисциплины «Экономика отрасли», «Менеджмент», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», направленные на формирование у студентов экономической и правовой культуры и обеспечивающие изучение вопросов экономики, управления и права применительно к конкретной области профессиональной деятельности.

В новом поколении Государственных требований большое внимание уделено рационализации учебных планов, разработке и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. В обязательную для всех специальностей среднего профессионального образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» включены такие дидактические единицы, как «основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака». По специальностям среднего педагогического образования предусмотрена новая дисциплина «Основы медицинских знаний».

Проекты Государственных требований по каждой специальности прошли экспертизу с привлечением представителей ведущих предприятий и учреждений соответствующих отраслей экономики, профессиональных ассоциаций работодателей, органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Это позволило обеспечить соответствие Государственных требований современным потребностям производства и социальной сферы, учет направлений их дальнейшего развития.

С 2002-2003 учебного года новые Государственные требования введены в образовательный процесс средних специальных учебных заведений. В целях учебно-методического обеспечения внедрения второго поколения ГОС СПО министерствами и ведомствами по закрепленным специальностям подготовлены комплекты примерных программ по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственными требованиями (более 1,5 тысяч программ по общенаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам). Выпущено более 500 наименований учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям второго поколения Государственных требований.

Сформирована автоматизированная информационно-поисковая система «Общероссийский фонд государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования», содержащая тексты Государственных требований по специальностям, примерных учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и обеспечивающая обработку запросов в диалоговом режиме.

Обновление содержания среднего профессионального образования — это масштабная акция государства, осуществляемая при активном содействии общества и обеспечивающая формирование новой кадровой стратегии, направленной на подготовку специалистов среднего звена, обладающих такими качествами, как:

-широкий профессиональный профиль, органичное сочетание междисциплинарных знаний;

-способность к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

-готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу;

-творческое мышление, инициатива, способность научно организовать свой труд;

-готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- стремление к самосовершенствованию, к творческой самореализации;

-умение применять компьютерную технику и информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;

-знание основ предпринимательской деятельности и особенностей предпринимательства в профессиональной сфере;

-способность к трудовой деятельности в условиях высокого динамизма производственных и социальных условий.

Все это должно обеспечить подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, социальной и профессиональной мобильности.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом