ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Воронова Н.И., Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса Воронова Н.И., Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Н.И. Воронова, Е.Г. Казьмина,
Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса

Качество решения задач, поставленных нашим учебным заведением, во многом зависит от умения правильно организовать работу с первым курсом.

В отличие от школы общеобразовательные задачи становятся профессионально ориентированными. Бывший ученик сталкивается с совершенно новыми для него способами в организации учебного процесса, где изучение общеобразовательных дисциплин тесно переплетается с профессионально-техническими навыками и умениями.

Конечной целью психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса является формирование профессиональной направленности у студентов, воспитание положительного отношения к будущей профессии, стремление применять свои знания, способности, опыт в избранной специальности.

Основными критериями социально-психологической адаптации являются общая установка к специальности, способность чувствовать свою сопричастность к группе, переживание положительных эмоций, связанных с выбранной специальностью и процессом обучения.

Учитывая контингент студентов и особенности адаптационного процесса, классные руководители, мастера производственного обучения (и/о), кураторы работают в тесном тандеме с социально-психологической службой колледжа.

Мы понимаем важность создания на первом этапе обучения благоприятной обстановки в группах, формирования групповой сплоченности, снятия эмоционального напряжения, и для решения этого вопроса в начале учебного года мы проводим адаптационные тренинговые занятия. На этих занятиях мы используем недирективные формы отношений с применением игр и упражнений. Наиболее доброжелательная атмосфера межличностных отношений складывается в тех группах, где вместе со студентами в работу активно включались классные руководители или мастера производственного обучения.

Мы считаем, что наиболее эффективной работой, при формировании группы, является подростковый тренинг, который направлен на умение устанавливать контакт со сверстниками, преподавателями, на развитие эмпатичного отношения к окружающим. Во время тренинговой работы мы следуем основным принципам конструктивного сотрудничества. Это: отсутствие оценочного отношения, стремление к взаимному принятию друг друга, установлению доверительных отношений, открытости в общении.

Работа является более эффективной при использовании психодиагностического исследования. Психодиагностика занимает одно из ведущих направлений деятельности нашей службы. Она не является самоцелью, как нет пользы в диагностике больного без последующего лечении, так и нет пользы, проводить исследования без практического использования результатов.

Конечной целью такой работы является обеспечение психологической информацией, с последующими рекомендациями, для индивидуального подхода к студентам, и установлению оптимальных отношений в системе «преподаватель-студент».

С этой целью мы изучаем характерологические особенности студентов, акцентуацию характера. Исследование показало, что для 40% студентов первого курса нашего колледжа свойственны такие черты характера, как: упрямство, гордость, честолюбие, стремление к первенству, целеустремленность. С такими студентами мы рекомендуем взаимоотношения строить на основе уважения в них личности, высокой требовательности, но не мелочного контроля, не допускать зазнайства, поддерживать в позитивных усилиях.

Более четырёх лет мы проводим социометрическое исследование групп (карта межличностных взаимоотношений в группе). Это позволяет нам, совместно с классными руководителями, отслеживать динамику, структуру группы и вовремя проводить коррекционную работу. Кураторы и классные руководители используют данные социометрии при формировании актива группы, в привлечении «лидеров» микрогрупп к общественной и культурной жизни колледжа.

Так, проводимое социометрическое исследование на первом курсе, помогло выявить группу, в которой насчитывалось 12 микрогрупп, 3 лидера, которые не взаимодействовали между собой. Проведенный тренинг вызвал у студентов положительные эмоции, желание подобную работу продолжить. Так, Марина М. в своём отзыве писала: «Мне этот тренинг дал то, что я лучше узнала тех, с кем я учусь, я увидела себя со стороны, и считаю, что этот тренинг просто необходим».

В работе с группами мы используем и метод анкетирования. Исследуем различные сферы жизнедеятельности студентов, мотивации поступления в колледж и т. п. Рассмотрим некоторые из них.

Желание продолжить образование преобладает над возможностью «комфортного времяпровождения». Мы можем наблюдать, что низкий уровень мотивации не способствует качеству обучения. В то время как у студентов с высоким уровнем мотивации продолжить образование психологически означает осознанный профессиональный выбор и стремление к повышению своего интеллектуального уровня.

Мотивация к получению технического образования выражается в том, что выбранная профессия отвечает интересам студента и выражается в ее престижности.

Данная мотивация помогает педагогу применять индивидуальный подход к студентам, укреплять учебную дисциплину, формировать и развивать профессиональную заинтересованность, гордость за выбранную профессию. Студентов с высоким уровнем мотивации можно привлекать к научно-методической работе, рис. 1.


Мотивация к получению технического образования

Рис. 1. Мотивация к получению технического образования:

ряд 1 - престиж профессии; ряд 2 - интерес к профессии

Мотивация к предметному выбору (рис. 2) подразумевает теоретический или практический уклон дисциплин. Выявлено, что у студентов первого курса стремление направленно на более глубокое изучение профессии, что предполагает адекватную самоидентификацию в социальной среде, а также расширение своего интеллектуального кругозора. Полученные данные используются педагогами в привлечение студентов в кружки технического творчества, в конкурсах профессионального мастерства.

Подводя итоги, хочется отметить, что эффективность процесса адаптации студентов зависит от различных факторов:

1. От единой программы, совместно разработанной психологами и педагогами, на период адаптации студентов первокурсников.

2. От согласованности в действиях педагогов и психологов.

3. От психологически грамотного использования рекомендаций педагогов-психологов в индивидуальной и групповой работе со студентами.

4. От умения привлечь в различные кружки технического творчества, в общественно-культурную жизнь группы и всего колледжа.

5. От способности мастеров п/о повышать и поддерживать престиж и значимость выбранной ребятами профессии.

От грамотного выбора актива группы.


Мотивация к предметному выбору

Рис. 2. Мотивация к предметному выбору


Опыт работы, полученные исследования мы стремимся обсуждать на заседаниях педагогического совета, методических совещаниях, где входе обсуждения делаются практические выводы, вырабатываются конкретные решения и намечаются мероприятия, способствующие оптимизации процесса адаптации студентов в учебно-производственной деятельности.


Литература

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII -Л.: ЛГУ, 1973. 62-69 с.

2. Яницкий М.В. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Автореферат канд. диссертации. Иркутск, 1995. 24 с.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом