ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Строкова И.Н., Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж. Мукасьянц В.И., Воронежский музыкально-педагогический колледж.

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В.И. Мукасьянц,
В.И. Мукасьянц, преподаватель истории, правоведения, обществознания, Воронежский музыкально-педагогический колледж

«Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я научусь» – китайская пословица.

За последние годы в преподавании общественных дисциплин произошли значительные изменения. Количество часов по предметам сведено к минимуму. На основе социологии и политологии, основы экономики отведено по 32 ч. на отечественную историю – 117 ч. вместо – 200 ч., поэтому при таком дефиците времени и большом объеме материала большое значение имеет самостоятельная работа студентов. Разные формы учебной деятельности представляют разные возможности для проявления самостоятельности. Поэтому с самого начала мы определили основные направления этой деятельности, какие темы и разделы взять для самостоятельной работы;

- какие взять виды заданий и формы контроля над их выполнением; определены критерии оценки самостоятельной работы, но самостоятельность надо воспитывать. На уроках общественных дисциплин ведущим началом самостоятельной работы является самостоятельность мышления. Нужно ли доказывать, как важно научить молодежь быть наблюдательной, самостоятельно видеть все черты явления? Как говорил Песталоцци «правильно видеть и слышать есть первый шаг к житейской мудрости», а второй – умение самостоятельно проникать в сущность увиденного и услышанного, в сущность, закономерность явлений.

Воспитание самостоятельности является приоритетной задачей формирования личности. Воспитание, формирование и развитие самостоятельности – это путь ускоренного социального созревания молодежи, развития ее творческих способностей. Какие же признаки доказывают наличие самостоятельной работы, формирующей самостоятельность мышления?

1. Студент осуществляет ее сам, без посторонней прямой помощи. Но «мыслю сам» еще не равнозначно «мыслю самостоятельно».

2. Самостоятельность мышления проявляется там, где студент действительно применяет собственные знания, умения, жизненный опыт мировоззрение и правильно раскрывает сущность явления, высказывая собственную аргументацию, проявляя инициативу, творческое начало.

3. Все это может проявиться лишь при ряде условий. Главное из них – полноценное идейное и логическое содержание урока, которое обогащает студента знаниями, развивает мышления и воспитывает.

Начальным моментом развития самостоятельности студентов в процессе обучения является постановка соответствующей цели. Эту цель и призван ставить преподаватель перед собой и студентами при изучении предмета. А поставленные цели потребуют от преподавателя соответствующим образом подойти к содержанию, методам, формам и этапам обучения. И реализовать их.

Воспитание человека направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Но что является механизмом формирования самих ценностей? В качестве такого базисного механизма формирования ценностей и выступает система отношений. Человек в своей деятельности, сталкиваясь с различными предметами (вещами, людьми, событиями, фактами) не только их обдумывает, понимает, но и относится к ним, т.е. осваивает эти предметы и умом и чувствами, испытывая разные переживания.

Еще А.М. Макаренко подчеркивал, что воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений. Управление процессом формирования отношений осуществляется по выделенным объектам отношений как направлениям:

- воспитание отношения к самому себе как высшей ценности;

- воспитание отношение к государству;

- воспитание отношения к обществу (семьи);

- воспитание отношения к труду и к своей профессии;

- воспитание отношения к Родине.

Осваивая учебные предметы. Студенты, наряду с пониманием предмета, испытывают и отношение к нему и к той реальности, которая стоит за этим предметом. Понимание предмета проходит под руководством преподавателя, целенаправленно, а отношение чаще проявляется стихийно. А между тем формирование отношения к изучаемому и есть воспитание в процессе обучения, воспитание самостоятельности. Ведь в отношении человека к тому или иному предмету (явлению, процессу), особенно в эмоциональном отношении проявляется сам человек, его потребности и интересы, взгляды и убеждения, его духовность и душевность.

Как же формировать отношение студентов в процессе обучения? Началом является определение цели, и в первую очередь общей цели изучения предмета (они определены авторской учебной программой) – какое отношение и к чему надо воспитывать у студентов при изучении предмета? Цели воспитания в процессе обучения обсуждены на ПЦК гуманитарных дисциплин. Намечена направленность воспитания, обозначен круг взглядов и ценностных ориентиров, которые можно и нужно воспитывать у студентов в процессе изучения того или иного предмета. Эта направленность потом реализуется в межпредметных связях в проведении интегрированных уроков, конференций, семинаров, диспутов. Студенты демонстрируют умения делать выводы, высказывать собственное отношение, аргументировать свою профессиональную позицию. Это убедительно доказывает, что самостоятельная работа результат самостоятельного поиска студентов: Отношение студентов к изучаемому материалу и к стоящей за ним действительности во многом будет субъективным, индивидуальным. Здесь возможны споры, столкновения точек зрения, позиций. Как заметил один мудрец – если бы математические истины затрагивали жизненные интересы людей, они бы оспаривались. Знания об общественных явлениях, процессах часто оспариваются именно потому, что они непосредственно затрагивают интересы людей. Поэтому основой воспитания является формирование научного, социально-ориентированного мировоззрения.

Успех в воспитании самостоятельности в решающей степени зависят от преподавателя, его глубокого и системного понимания своего предмета» сознания его роли в подготовке студента к жизни и профессиональной деятельности.


Литература

1. Валицкая АН Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика - 7- 2001г., ст. 3 – 7.

2. Гудинг Д. , Леннокс Дж. Мировоззрение - Я.ТФ Норд, 2001г. Библер В.С. Мышление как творчество - М: Политиздат, 1979г.

3. Москаленко В.И. Методика использования информационной технологии в преподавании общественных дисциплин. Образования в современной школе № 9 2002г. ст. 61.

4. Портных В.Я. Воспитание самостоятельности студентов. Специалист № 11, 1999г., ст. 27

5. Профессиональное педагогическое образование: личностный подход. 2002г.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом