СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Строкова И.Н., Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж. Строкова И.Н., Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И.Н. Строкова,
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Обеспечения качества образования услуг требует создания тщательно продуманной и надежно функционирующей «совокупности организационной структуры, общественности, процедур, процессов и ресурсов» получившей в международной практике название системы менеджмента качества.

Существуют три направления требований, предъявляемых к качеству образования требования личности, требования общества, требования государства.

Для оценки качества образования необходимо ввести понятие нормы или эталона. Это есть выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Оценка качества образования есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Оценка качества может быть внутренней или внешней. Под внутренней понимается оценка, данная самой личностью или образовательным учреждением. Такая оценка имеет смысл только в качестве промежуточной, необходимой для обратной связи и коррекции в проведении образовательного процесса. Под внешней понимается оценка, данная государством через государственную аттестационную комиссию (ГАК) социумом, профессиональной средой. Поскольку образование трактуется как услуга, рыночная категория, приоритет отдается внешней оценке.

Система эталонов находит свое отражение в различных концепциях образовательных стандартов. Внешняя оценка отражает точку зрения на качество образования только одной стороны - государства.

Результаты зачетов, экзаменов дают важную, но все-таки косвенную, условную, предметно-ориентированную оценку качества профессиональной подготовки. Универсальной внешней оценкой может быть конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Проблема внедрения системы управления качеством является актуальной и связана с внедрением принципов TQM (Total Qualitu Management). Согласно принципам всеобщего управления качеством каждый сотрудник образовательного учреждения должен быть вовлечен в совершенствование образовательного процесса и удовлетворение требований «заказчика». Все преподаватели, кафедры и другие подразделения должны выполнять две функции:

- ежедневную работу в соответствии со стандартным процессом и работу по усовершенствованию этого процесса.

- традиционное разделение труда, когда одни сотрудники выполняют ежедневную работу «на конвейере», а руководители занимаются усовершенствованием процесса, становится малоперспективным.

Критическим фактором успеха философии TQM является организованное обучение менеджеров образования и преподавателей и переход к концепции самообучающейся организации (leaning organization). Эффект может быть достигнут при согласованном использовании этой концепции на уровнях:

- индивидуальном;

- кафедра;

- колледжа;

- Системы образования региона.

Стандартизация в образовании - это повышение ответственности всех участников образовательного процесса. Но стандарт не должен ограничивать академические свободы преподавателей, студентов, научных работников, развитие вариативных программ.

Вместе с ГОС в ближайшей перспективе разработка пакетов новых образовательных технологий, включающих задачную и проблемную формы организации работы преподавателя на любом учебном материале (в отличие от распространенной информационно-упражненческой).

Критериями качества образовательного процесса с точки зрения менеджмента качества являются:

- наличие утвержденных учебных планов, графиков учебного процесса, рабочих программ;

- соответствие содержания учебных планов и рабочих программ требованиям ГОС, программам качества учебного заведения;

- соответствие расписания занятий логике преподавания по каждой учебной дисциплине;

- соответствие элементов учебного процесса (лекций, семинаров, лабораторных занятий) утвержденным планам и программам;

- компетентность и достаточность методического обеспечения по дисциплинам (методические указания, конспекты лекций, руководства по выполнению контрольных работ и т.д.);

- достаточность, регулярность текущего контроля (как качества знаний — уровень обученности так и удовлетворенность качеством образовательного процесса);

- оперативность выработки и реализации корректирующих воздействий.

По всем критериям текущие показатели (количественные) можно сравнить с базовыми.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом