ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Калинкина Г.В., ГОУ Нововоронежский политехнический колледж. Калинкина Г.В., ГОУ Нововоронежский политехнический колледж.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Калинкина Г.В.,
novopk@,rambler.ru
преподаватель, председатель ЦМК экономических дисциплин, ГОУ Нововоронежский политехнический колледж

I. Творческое развитие личности на уроках.


Как привлечь студентов к активным занятиям по специальным предметам бухгалтерского — экономического цикла, повысить уровень восприятия знаний, а заодно дать проявиться творческим возможностям ребят?

Преподаватели экономического отделения Нововоронежского политехнического колледжа нашли выход - нетрадиционные формы проведения занятий и конкурсы! Мне приятно видеть, что у студентов улучшается память, обостряется внимание, они замечают вещи и явления, которые раньше не видели. Поэтому нам важно двустороннее общение с детьми и это те преимущества, которые приносит выполнение данной работы.

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - эти слова популярной некогда пионерской песенки стали путеводной нитью в нелегком процессе освоения азов будущей профессии.

Урок повторно-обобщающего типа в виде викторины (по теории бухгалтерского учета и по бухгалтерскому учету) впервые я опробовала в 1992 году. Цель викторины - углубление, расширение, систематизация и закрепление полученных знаний по предмету, оказание помощи в подготовке к экзамену, привития интереса к изучению бухгалтерского учета, активизация учебного процесса.

Образовательно-воспитательные задачи викторины:

1. Формирование у студентов навыков коллективного творческого труда.

2. Развитие логического мышления, памяти, речи, воображения.

3. Формирование умений пользоваться источниками информации по бухгалтерскому учету.

Вопросы викторины охватывают весь курс дисциплины «Теория бухгалтерского учета» или «Бухгалтерский учет». Викторина проводится в учебное время в кабинете бухгалтерского учета.

Звучит музыка. На стенах висят стенды по бухгалтерскому учету:

- образцы бухгалтерских документов;

- основные бухгалтерские термины;

- права и обязанности главного бухгалтера;

- Закон РФ «О бухгалтерском учете»;

- схема строения счета;

- упрощенная схема баланса;

- этика бухгалтера;

- схема уплаты налогов;

- план счетов бухгалтерского учета.

Ряд столов у окна - для команды, задающей вопросы. Ряд столов у противоположной стены - для членов жюри. В центре аудитории по два стола с двух сторон для команд, отвечающих на вопросы. На столах у доски разложены кроссворды и тесты по бухгалтерскому учету, созданные студентами. На всех рабочих столах - блокноты, ручки, планы счетов

Участники викторины (студенты группы) проделали большую подготовительную работу, повторяя вопросы по бухгалтерскому учету, подбирая задания для соперников (по 5 вопросов на знание теоретического материала, по 2 вопроса на составление бухгалтерских проводок, по 2 вопроса на знание законодательного, нормативного, инструктивного материала, 1 вопрос «Черный ящик»).

Были использованы материалы учебников, конспекта, учебных пособий, законодательных, нормативных, инструктивных материалов, периодической печати.

Команды игроков формировались по рядам:

- первый ряд — первая команда;

- второй ряд - вторая команда;

- третий ряд — третья команда.

Правила игры.

Первая команда занимает ряд у окна, игроки второй и третьей команды рассаживаются за столы в центре аудитории. Капитаны команд по очереди представляют своих игроков, название, эмблему и девиз команды. Представитель первой команды зачитывает свой вопрос, игроки второй и третьей команды приступают к его обсуждению, на которое дается одна минута. По истечении минуты (жюри следит по секундомеру) звенит колокольчик и заслушиваются ответы обеих команд, а затем свой (правильный) ответ зачитывает команда, задающая вопросы. Каждая команда задает своим соперникам 10 вопросов. Жюри оценивает ответы команд по двухбалльной системе:

Правильный и полный ответ - два балла;

Правильный, но неполный ответ - один балл;

Неправильный ответ - ноль баллов.

После каждого раунда - 10-минутная музыкальная пауза.

В конце игры выявляется команда-победитель, набравшая наибольшее количество очков, а также - самые интересные вопросы и ответы. Председатель жюри объявляет итоги викторины, награждает победителей.

Студент-фотокорреспондент, заснявший всю игру на фотопленку, создает фотоальбом.


II. Творческое развитие личности во внеурочное время.


Традиционный конкурс «Бухгалтер года» - это плод многолетнего творческого сотрудничества преподавателей и студентов Нововоронежского политехнического колледжа.

Впервые он был проведен в 1994 году. За это время неоднократно менялась методика проведения конкурса, но цель оставалась неизменной - привлечение студентов к активным занятиям по бухгалтерскому учету, стимулирование их индивидуальной творческой работы, привитие любви к избранной профессии, развитие чувства коллективизма, включение в освоение традиций колледжа, а также совершенствование форм внеурочной методической и творческой работы преподавателей, развитие педагогики сотрудничества.

Конкурс включает в себя два этапа:

первый этап - теоретический;

второй этап - творческий.

Теоретический конкурс может проводиться в виде командного участия студентов при проверке знаний общепрофессиональных и специальных предметов (теория бухгалтерского учета, основы экономической теории, статистика, математика и информатика - для II курса; бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности, микроэкономика, налог и налогообложение - для III курса), а может проводиться в виде индивидуального участия студентов в олимпиаде по теории бухгалтерского учета - для студентов II курса и по бухгалтерскому учету - для студентов III курса.

В ходе творческого тура выявляются таланты студентов, их творческие способности. Второй этап включает в себя четыре задания.

Первое задание - «Приветствие». Команда должна показать свое лицо, представить себя.

Второе задание — музыкальный конкурс «Гимн бухгалтера». Каждая команда должна придумать текст гимна, посвященного своей будущей профессии, переложить его на всем известную мелодию.

Третье задание - танцевальный конкурс, студенты демонстрируют свои танцевальные способности.

Четвертое (заключительное) задание - «Домашнее задание» на определенную тему, например, «Как стать бухгалтером?», «Требуется бухгалтер», «Бухгалтер — профессия молодых», «Есть такая страна - Бухгалтерия!» и др.

Представить это задание команды могут в любом жанре: комедии или трагедии, сказки и фантастики, детектива, мюзикла и т.д., используя при этом свои музыкальные, танцевальные, поэтические, артистические и другие способности.

Сцену украшает международный герб бухгалтеров - интернациональная эмблема счетных работников.

По результатам творческого этапа конкурса жюри, в которое входят главный бухгалтер и преподаватели спец. предметов колледжа, представители городской администрации, кабельного телевидения, газеты «Мой город», победители предшествующих конкурсов, подводит итоги и выявляет победителей, как в командном, так и в личном зачете.

Победителю конкурса, принявшему участия в двух этапах, присваивается звание «Бухгалтер года».

Победители конкурса в командном зачете награждаются ценными подарками за первые три места. Поощрительные призы вручаются командам, занявшим 4,5,6 места. В индивидуальном зачете отмечаются ценными подарками следующие номинации:

1. Бухгалтер года;

2. Приз зрительских симпатий;

3. Приз за артистизм;

4. Приз за обаяние;

5. Приз за остроумие;

6. Приз за вокальные способности;

7. Приз за танцевальные способности.

Викторины и конкурс «Бухгалтер года» у всех участников ассоциируются с праздником - праздником знаний и творчества. Они стали традиционными для экономического отделения и для колледжа в целом и как эстафетная палочка передаются студентами друг от друга из года в год. Проверенная годами методика проведения нетрадиционных форм обучения студентов повышает интеллект, компетентность, увеличивает осознание изученного материала, улучшает общение студентов с окружающими, дает возможность по-другому взглянуть на предмет, учит добиваться успеха, а в конечном итоге полюбить процесс обучения, ставший приятным и желанным. И главное, дает простор для творческого развития личности.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом