НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Какушкина Н.И., ГОУ СПО Воронежский авиационный техникум им. В.П. Чкалова. Какушкина Н.И., ГОУ СПО Воронежский авиационный техникум им. В.П. Чкалова.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.И. Какушкина,
vatk2001@mail.ru
Государственное образовательное учреждение СПО «Воронежский авиационный техникум им. В. П. Чкалова»

В последнее время мы стали всё больше осознавать ограниченность дальнейшего развития общества посредством только технического прогресса и экономического роста. Совершенно очевидно, что будущее России в значительной мере зависит от того, удастся ли нам сохранить национальную культуру и образование. Культура и язык, история народа и общество – эти темы всегда волновали и гуманитариев и представителен, так называемых точных наук.

Повышение качества образования можно осуществлять по следующим направлениям:

- изучение каждой темы любой учебной дисциплины с ориентацией мышления студента на конечную цель – получение знаний и умений для будущей профессиональной деятельности;

- ориентация студента на постоянное самообразование;

- комплексное использование знаний и умений, полученных студентом при изучении всех дисциплин, для решения профессиональной задачи.

Одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателем, является развитие творческих способностей студентов. На решение этой задачи направлена система дидактических средств и методических приемов проблемного обучения дисциплине "Техническая механика". Ценность работы, проводимой в этом направлении, состоит в том, что она является плодом совместного поиска преподавателя и студента.

Примером такой работы могут служить традиционные недели отделений, проводимые в Воронежском авиационном техникуме им. В.П. Чкалова. На этих неделях проводятся многочисленные конкурсы, турниры, викторины, связанные с историей и традициями нашего техникума, с будущей специальностью студентов.

Эти мероприятия преследуют определенные цели:

1. Привитие любви к дисциплине, специальности, учебному заведению.

2. Объяснение событий, происходящих с нами в жизни, с теоретической, научной точки зрения.

3. Дальнейшее формирование национального самосознания (достигается связью между литературой, историей, механикой - звучат имена А.С. Пушкина, А.К. Нортона, М. Ломоносова, Ф.И. Тютчева и многих других).

4. Раскрытие талантов студентов и вовлечение их в общественную жизнь техникума (художественная самодеятельность, поэтические встречи, конкурсы, кружковая работа).

5. Воспитание ответственности за свои решения и поступки, развитие способности анализировать сильные и слабые стороны соперников, воспитание гласности (достигается привлечением студентов к работе в составе жюри).

6. Введение элементов демократизации учебного процесса (студенты самостоятельно назначают участников конкурсов внутри группы в соответствии с индивидуальными наклонностями).

Каждый конкурс, каждая викторина или турнир имеют свою основную цель. Например, конкурс "Добро пожаловаться" раскрывает в деликатной форме слабые стороны учителя, дает возможность увидеть проблемы глазами студентов. А конкурс "Сюрприз" таит в себе неограниченные возможности для самовыражения студентов (музыкальные паузы, пантомимы, чудеса кулинарного искусства, оды и посвящения науке "Теоретическая механика").

В некоторых викторинах используются приемы из игры "Поле чудес", т.е. - знакомая рулетка. Призом является некий символический "ОМРик" (ОМР - «Обработка металлов резанием» - это специальность из истории нашего техникума), данный прием применяется для привития любви к своему отделению и к техникуму. Состязание можно завершать оригинально, т.е. проведением аукциона. Лучший игрок имеет наибольшее количество "ОМРиков" (это позволяет дифференцировать участие каждого игрока, не обременяя жюри в подсчете очков, исключая возможность ошибки). Легко определить и победившую команду по суммарному количеству "ОМРиков".

Нетрадиционный подход к постановке технических задач вызывает у участников желание решать их также нетрадиционными методами.

Приведу пример из сказки А.С. Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях":

"...Гроб ее к шести столбам на цепях чугунных там

Осторожно привинтили и решеткой оградили".

Эти строки, как ни странно, имеют отношение к теме "Установка станков на фундамент" в условиях вечной мерзлоты.

Мы предлагаем такие вопросы студентам младших курсов, которые ещё не изучали специальные дисциплины и поэтому не могут решить их традиционными методами.

Для слабоуспевающих, но оригинально мыслящих студентов вопросы эвристического характера задаются в необычной форме. Вопросы могут быть представлены в виде наглядных примеров, ребусов, кроссвордов, составленных студентами предыдущих турниров (таким образом, демонстрируется бережное отношение к их творчеству)

По окончании недели отделения оформляются альбомы, которые ребята с большим удовольствием ежегодно пополняют новыми материалами. Тем более что у нас работает музей, в котором эти альбомы хранятся, и студенты-первокурсники, посещая его, с восторгом узнают материалы, подготовленные их родственниками, бывшими выпускниками техникума. Есть в нашем музее много других экспонатов, ведь нашему техникуму исполнилось 72 года.

В заключение хочу сказать, что целью образования становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности, которые должны "вооружить" молодежь для дальнейшей жизни в обществе, для того чтобы быть востребованными специалистами. Следует также отметить, что эта цель будет достигнута в том случае, когда коллективная работа станет системой, а не эпизодическим явлением.

Это соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом