СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ»

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Юров К.Ю., Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж. Юров К.Ю., Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ»

К.Ю. Юров,
педагог-психолог, Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Коммуникативная компетентность. Это понятие является краеугольным камнем как теоретической, так и прикладной социальной психологии. Открыв любую книгу по данной отрасли психологической науки можно найти утверждение и доказательства того факта, что высокий уровень коммуникативной компетентности человека существенно увеличивает его шансы на успех и в профессиональной и в семейной сферах жизнедеятельности.

Коммуникативная компетентность имеет множество составляющих. Основными, на наш взгляд, являются умения эффективного общения, уверенного поведения и планирования деятельности. Наличие этих умений приобретает особую значимость в период отрочества, когда человек выбирает для себя путь в мире профессий и идет «семимильными шагами» в общество взрослых из мира беззаботного детства.

Осознание такой ситуации позволяет сделать вывод о необходимости организации специальных мероприятий по повышению уровня коммуникативной компетентности и социальной адаптации подрастающего поколения.

В связи с этим психологической службой ВГПГК была разработана и реализована программа социальной адаптации студентов под названием «Психологический клуб».

Центральным замыслом предлагаемой программы является стимулирование самопознания, самоопределения студента, и, в целом, содействие его развитию, как полноценного члена общества.

Изначально нами (здесь и далее имеется в виду психологическая служба ВГПГК) была выбрана такая форма реализации данной программы, как социально-психологический тренинг. Такой выбор был сделан, поскольку именно в процессе тренинга у участников есть возможность получить реальный опыт взаимодействия с людьми в самых разных ситуациях общения, лучше узнать себя и других, осознать каковы реакции, чувства и мысли, окружающих по отношению к ним и их типичным вариантам поведения. Естественно, что тренинг несет в себе не только возможности осознания разных аспектов общения, но и возможность изменения, преобразования стереотипных образцов поведения в такие, которые позволят общаться более эффективно. Таким образом, цель, преследуемая нами, оправдывается выбранной формой работы.

Основной целью тренинговых занятий по программе «Психологический клуб» является повышение уровня коммуникативной компетентности студентов.

Программа нацелена на формирование и развитие у студентов различных умений и навыков, повышающих коммуникативную компетентность, каковыми являются навыки делового, партнерского общения, уверенного поведения, целеполагания и планирования деятельности. Исходя из этого, для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

- формирование и развитие у студентов умений и навыков делового общения;

- формирование и развитие у студентов умений и навыков уверенного поведения;

- формирование и развитие у студентов умений и навыков целеполагания и планирования деятельности.

Программа носит практический характер, что выступает существенным условием формирования и развития у студентов необходимых коммуникативных умений и навыков, а также приобретение ими системы знаний о психологических закономерностях общения и практической деятельности.

Однако если обратиться к опыту проведения данной программы, то можно отметить тот факт, что при всех положительных сторонах такой формы деятельности в достаточно большом по численности учебном заведении, каковым и является ВГПГК, не удается провести программу со всеми, кто нуждается в такого рода работе. Поэтому, после того, как была завершена работа с очередной группой студентов, принимавших участие в данной программе, в ходе длительных обсуждений нами было принято решение о введении новой формы проведения программы. Наиболее оптимальной формой реализации, с учетом сказанного выше, нам видится проведение тематических семинаров со студентами, что позволит, с одной стороны реализовывать тот замысел, благодаря которому появилась данная программа, а с другой стороны, даст возможность вовлекать в свою деятельность все большее количество студентов колледжа.

Основываясь на опыте работы со студентами колледжа и, исходя из имеющихся в психологической науке сведений об особенностях личности в подростковый и юношеский периоды ее развития, нашу цель проведения тематических семинаров можно обозначить следующим образом: формирование у студентов колледжа представлений об оптимальной модели общения и деятельности полноценного члена современного общества.

Исходя из вышесказанного, нами были сформулированы следующие задачи:

1. сформировать у студентов представления об эффективных моделях общения со старшими;

2. сформировать у студентов представления об эффективных моделях общения со сверстниками;

3. сформировать у студентов представления о влиянии зависимостей на личность человека;

4. сформировать у студентов представления о выявленных в психологии закономерностях личностного и профессионального самоопределения;

5. сформировать у студентов представления об особенностях эффективного планирования деятельности.

Эти задачи были воплощены в следующих темах семинаров:

1. Взаимоотношения со старшими: от конфликта к сотрудничеству.

2. Взаимоотношения со сверстниками: о дружбе и немного о любви.

3. Стратегия и тактика саморегуляции психоэмоционального состояния или как психологически подготовится к контрольным, экзаменам и другим ответственным мероприятиям.

4. Зависимости и личность или как связаны «удовольствия» и страдания.

5. Индивидуально-психологические особенности личности и мотивы выбора профессии: как соотносится «хочу» и «могу».

6. Особенности планирования и целеполагания: несколько слов о будущем.

В заключение хотелось бы еще раз сказать о том, что именно сейчас, когда ситуация в обществе имеет тенденцию меняться очень стремительно, необходимость в психологической подготовке подрастающего человека к этому возрастает прямо пропорционально стремительности социальных перемен. И, с полной определенностью можно сказать, что мероприятия, посвященные социальной адаптации молодежи должны организовываться на всех уровнях общественной жизни и никогда усилий и времени, потраченных на это, не будет много.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом