РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Кучеренко Ю.В., Воронежский промышленно-гуманитарный колледж. Кучеренко Ю.В., Воронежский промышленно-гуманитарный колледж.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Кучеренко Ю.В.,
педагог-психолог, Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Развитие личности в психологии рассматривается как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализация своих возможностей. Развивающая личность - это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный новый опыт и находить решение жизненных проблем. Важно то, что развитие в первую очередь зависит от самого человека, его постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивидуальных особенностей, собственной уникальности. В процессе роста личности расширяется её возможности, углубляется понимание жизни, и открываются новые перспективы. Никто не может помешать человеку, находящемся в этом процессе, кроме него самого, поскольку все препятствия личностному развитию находятся внутри него, а не в его окружении.

Личностный рост связан с внутренними изменениями, переоценкой предыдущего опыта на каждом новом этапе жизни. Если у человека вырабатывается определенный стереотип поведения, он может намеренно избегать нового опыта, как бы «закрывая глаза» на себя и сложившиеся обстоятельства. Возникает ситуация, когда приходится отрицать какие-то вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и стремлениями и старым способом их реализации должен быть разрешен, так как в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Человек оказывается в таком состоянии, когда он не способен выйти за пределы рамок, суженых им же самим. Для выхода из подобной ситуации необходимы достаточная гибкость и спонтанность, открытость реальной ситуации и постоянно изменяющимся условиям жизни. Итак, личность растет за счет своих внутренних ресурсов, но она не изолирована и зависит от своего окружения, она должна отвечать на «вызов» жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысла своего существования — в этом, и состоит основная задача личностного роста.

Психологическое просвещение является одной из форм содействия развитию личности, а так же, необходимо отметить тот факт, что данное направление является приоритетным в работе психолога с педагогическим коллективом.

Под понятием «педагог» нередко подразумевается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности и направленность личности. Многоплановость деятельности педагога автоматически подразумевает наличие у педагога психологической грамотности и культуры, но здесь так же встает вопрос о необходимости постоянного личностного роста, повышения профессиональной компетентности.

С целью разрешения данной проблемы, в рамках деятельности психологической службы нашего учебного заведения была разработана и реализуется на практике про программа профессиональной адаптации и повышения социально-психологической компетентности преподавателей, которая носит название «Психологическая гостиная». Данная программа ориентирована как на молодых, только начинающих свою деятельность педагогов, так и на тех, кто уже имеет определенный опыт педагогической деятельности. Все педагоги, участвующие в данной программе, приобретают и навыки преодоления эмоционального напряжения, ограничивающего возможности раскрытия их творческого потенциала, я навыки эффективного, бесконфликтного общения, что, бесспорно, способствует повышению успешности в профессиональной деятельности и в целом способствует развитию личности педагога.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что зачастую, в общей сложности, студенты больше времени проводят, общаясь с преподавателями, нежели с собственными родителями. Поэтому уровень профессиональной компетентности педагога в области психологии межличностных взаимоотношений, возрастных особенностей развития личности должен быть высок.Специалисты психологической службы колледжа оказывают всестороннюю помощь и поддержку в решении данного вопроса. В частности, в начале каждого учебного года преподаватели, назначенные кураторами групп, получают информацию о личностных особенностях каждого студента, полученную в результате проведения психодиагностического исследования, в виде психологических рекомендаций по взаимодействию, специфике построения межличностных отношений, общения.

Таким образом, в результате применения различных форм психологического просвещения можно наблюдать личностный рост преподавателей, проявляющегося в умении понимать и принимать себе и окружающих людей, повышение ценности и смысла собственной жизни, своего предназначения, что, в свою очередь, повышает эффективность работы педагога и способствует его дальнейшему профессиональному росту.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом