ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Кравцова А.Е., Россошанский педагогический колледж. Кравцова А.Е., Россошанский педагогический колледж.

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

А. Е. Кравцова,
e-mail: pedcollej@box.vsi.ru,
Россошанский педагогический колледж

Сельская школа и весь круг вопросов, связанных с ней, начиная от специфики педагогического процесса и кончая подготовкой специалистов для работы в учебных заведениях такого типа, – все это остается "больным местом" в системе образования страны.

Стало реальностью Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001г. "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Как будут дальше развиваться события? Возможны разные варианты: повторение ситуации 60 – 70-х гг. прошлого века, когда началась ликвидация "неперспективных деревень" вместе с их жителями, в результате чего тысячи малокомплектных школ были закрыты. Или же этот документ будет созвучен решениям комплексной программы "Сельская школа СФСР" (1983г.), среди которых отмечалось, что "размещение школ на селе в 1983 - 1990 гг. будет проходить с учетом перспектив социального и экономического развития населенных пунктов, территориальной доступности школы... В каждом населенном пункте, связанным с сельскохозяйственным производством, должна функционировать школа". Не исключен и такой вариант: за лозунгами заботы о благе сельской школы последует ее уничтожение.

Все это существенно сказывается на перспективах педагогического образования. Общеизвестно, что потребность в тех или иных специалистах определяется характером и особенностями их использования. Традиционно Россошанский педагогический колледж готовит специалистов преимущественно для работы на селе. Это объективная закономерность, о которой свидетельствуют данные Отдела образования Россошанского района и анализ трудоустройства выпускников. В колледже накоплен обширный методический материал по планированию уроков в сельской школе. На протяжении ряда лет методисты (Г.П. Новоселова, Н.С. Федорова, 3.А. Анпилогова, С.Ф. Гозенко) и преподаватели колледжа пытаются найти ответы на такие вопросы: почему одни выпускники с удовольствием едут в сельскую школу и активно включаются в школьную жизнь? Вместе с тем ищут нестандартные формы проведения уроков, внеклассных занятий с привлечением односельчан. Другие - не исключают вероятности работы на селе, если так сложатся обстоятельства. Третьи - на вопрос "Хотели бы Вы учить детей в сельской школе?" категорично заявляют: "Нет. Никогда не поеду в село или деревню". А четвертые – с облегчением меняют учительское ремесло на прилавок или коммерческую палатку.

Почему так происходит? В чем или в ком искать причины такого положения? Осмысление опыта работы учителем начальных классов в сельской Новопостояловской школе Россошанского района, поиск особенностей организации учебно-воспитательного процесса с сельскими школьниками и опыт работы преподавателем в колледже позволили утвердиться как в существовании противоречия между требованиями к профессиональной деятельности учителя в условиях сельской школы с одной стороны, и недостаточным уровнем психолого-педагогической и методической готовности этой категории учителей – с другой стороны.

По-видимому, необходимо обратить пристальное внимание на личность каждого студента, на его индивидуальную предрасположенность как к профессии типа "Человек – Человек", так и сориентированность на присущие сельской школе специфические условия жизни (близость к природе, многокультурность, общность быта и др.).

Эти размышления послужили основанием для проведения на базе колледжа исследования, целью которого явилось определение соответствия объективных требований сельской школы с уровнем готовности учителя к предстоящей деятельности. В связи с этим выпускникам колледжа было предложено ответить на вопрос: "Считаете ли Вы себя готовым к работе учителем в сельской школе?". Полученные факты явились базой осмысления проблем, решение которых, на наш взгляд, необходимо было начинать с последовательной работы с первокурсниками.

В экспериментальной группе особое внимание уделялось выяснению специфики условий труда и деятельности учителя сельской школы, вовлечению студентов в социально ценную деятельность, формированию положительной мотивации к работе сельским учителем. Мы считаем, что готовность – это не только предпосылка, но и регулятор деятельности. Определение готовности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства, производительности труда, его качествами в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность. Не менее важно при оценке готовности определить внутренние силы личности, ее потенциалы и резервы.

В качестве диагностики исходного уровня готовности мы использовали следующие методики:

- для определения направленности личности – "Дифференциально-диагностический опросник" Е.А. Климова;

- для оценки нервно-психической устойчивости педагога - анкету "Прогноз" Е.И. Рогова;

- для определения способности педагога к эмпатии – методику И. М. Юсупова.

Кроме того, анализ анкет позволил определить мотивацию поступления и субъективную оценку наличия или отсутствия призвания.

Мы попытались выделить структурные компоненты готовности и пришли к заключению, что таковыми являются "призвание", "пригодность" (абсолютная и относительная) "предрасположенность" к профессии учителя. Готовность к педагогической деятельности невозможна без профессиональной пригодности, а профессиональная пригодность может перерасти в готовность только в процессе профессиональной подготовки. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней. Эта работа также позволила определить содержание внешних и внутренних благоприятствующих эффективному формированию состояния готовности к работе в сельской школе.

Нами была разработана экспериментальная программа, которая предполагала:

- проведение факультатива по педагогике "Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы";

- работу по социальному проектированию и разработку требований к выпускнику колледжа с учетом региональных потребностей;

- овладение новыми формами деятельности, в частности проведение интегрированных уроков и внеклассных занятий в базовой сельской школе;

- построение личностного профиля студента и выработку стратегии его личностного развития.

Эта проблема обсуждалась на семинаре классных руководителей "Готовность выпускника колледжа к педагогической деятельности как интегральная характеристика и результат подготовки в учебном заведении", заседании методического совета "Проблемы личностного и профессионального самоопределения выпускников колледжа", планируется проведение педагогического совета "Требования к выпускнику педагогического колледжа".

Результаты исследования позволили подтвердить наши предположения о том, что в процессе формирования готовности как личностного интегрального качества, необходимо включение каждого студента в систему специальных мероприятий по адресной подготовке специалиста, которые стимулируют субъекта на активное создание себя, ориентируют на область представления о себе как педагоге, предстоящей деятельности в конкретных условиях и о воспитаннике, сельском школьнике.

Школа ждет учителя с высоким уровнем психолого-педагогических и методических знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. И подготовить такого учителя должен педагогический колледж.


Литература

1. Гурьянова М. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или... памятник исчезнувшим деревенькам // Народное образование. №10. - С.38-48

2. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.28-38

3. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (приказ от 16.01.02 №103)//Вестник образования. -2002. -№7. - С. 8-16

4. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС. 1998.-496 с.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом