АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


Ефремова Н.И., Воронежский музыкально-педагогический колледж. Ефремова Н.И., Воронежский музыкально-педагогический колледж.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Н.И. Ефремова,
Воронежский музыкально - педагогический колледж

Реализация нового поколения стандартов среднего профессионального образования принесла с собой резкое уменьшение числа часов, отведённых на изучение естественных дисциплин. Так, если в советской после реформенной школе 70-80-х гг. при обязательном всеобщем среднем образовании на изучение физики отводилось 559 часов в год, считая с 7-го класса, то в наши дни в просвещенной России начала XXI в., всего 360 часов в год. Объём материала возрос при уменьшении, по сравнению с советской школой, числа часов на его изучение. Аналогичные явления наблюдаются с химией и биологией. Этих часов недостаточно для общения человека с миром.

Сокращая число часов, отведенных на изучение физики, химии, упрощая содержание обучения, мы намеренно или случайно препятствуем формированию у подрастающего поколения рационального, научного, критического стиля мышления. Курс физики - это уникальная школьная дисциплина, тот предмет, в ходе усвоения которого учащиеся вовлекаются во все этапы научного познания - от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления следствий на их основе и экспериментальной проверке выводов. Напрашивается вопрос: нужно ли обществу, чтобы подрастающее поколение усваивало научный метод познания или оно готово удовлетворяться формированием донаучного, а, следовательно, и ненаучного способа освоения действительности, что и приводит к тяготению нашего общества к мистическим и «жуликоватым» способам общения с миром. Вышеуказанные обстоятельства игнорируются теми, кто разрабатывает образовательную политику, учебные планы и программы. Однако дальнейший прогресс общества возможен только при наращивании его интеллектуальных ресурсов.

В ходе пересмотра стандартов и программ появилась еще одна проблема -несогласованность программ преподавания различных предметов по годам обучения Удручает несогласованность программ по физике и математике. Так, формулу объёма шара впервые приходится узнавать на уроках физики, тогда как в курсе математики это изучается позже, то же относится и к понятию предела бесконечно малой величины и т.д. Всё это мешает установке меж предметных связей и затрудняет формирование единой научной картины мира Проблем, как всегда, много, и способы их решения опять ложатся на плечи учителей.

В нашем колледже на предметно - цикловой комиссии естественно -математического цикла решение данных проблем начинается с создания рабочей программы по предмету. Б программе по физике не менее одной трети от всех часов отводится на самостоятельную работу студентов, которые предполагает занятие обучаемого по заданию учителя либо с дополнительной литературой, либо с основным материалом учебника, либо задания по отработке необходимых навыков по темам дисциплин. В помощь студенту в самостоятельной работе разработаны инструкции и рекомендации по составлению сообщения о каком-то явлении и законе, как писать реферат, как составлять краткий конспект, как решать задачи и т.д.

В программе предусмотрены часы на практические занятия по физике по подгруппам, где студенты получают возможность приобрести необходимые умения и навыки в ходе экспериментальных опытов, лабораторных работ, работы с дидактическим материалом, при решении графических, расчетных или качественных задач.

Для усиления мотивации возникла необходимость разработки рабочей программы с учетом профессиональной направленности студентов. Рабочая программа по физике учитывает связь с курсом «Природоведение», который будут преподавать студенты на практике и в процессе своей будущей работы в школе. Программа призвана расширить кругозор студентов, сформировать умение понимать и объяснять природные явления и процессы, которые всегда вызывают живой интерес у учащихся начальных классов. Разделы физики, в которых изучаются вопросы, связанные с материалом «Природоведения» расширены, включают в себя дополнительное количество самостоятельных работ, работу с дополнительной литературой. К таким темам относится, например, «Молекулярная физика», где студенты глубоко изучают различные агрегатные состояния вещества и объясняют их свойства. Выделено время для рассмотрения темы «Климат и погода», где студенты знакомятся с причиной изменения атмосферного давления, рассматривают процесс образования облаков, причины выпадения росы, туманов, инея и другие погодные явления с помощью дополнительной литературы в форме самостоятельной работы. В теме «Постоянный электрический ток» подробно рассматриваются вопросы о живом электричестве, об атмосферном электричестве, раскрываются причины образования туч, молний. В теме «Электромагнитные излучения» выделено два часа (за счёт сокращения объёма других вопросов) для проведения конференции «Оптические явления в атмосфере», на которой студенты расширяют свой кругозор на основе дополнительного материала и учатся понимать и объяснять такие природные явления, как образование радуги, появление миражей, цвет неба, заката, свечение гало и др.

Программа при этом разгружена от материала, содержащего громоздкий математический аппарат, часть вопросов излагается описательно, некоторые вопросы, не входящие в обязательный минимум образования, упущены.

Для реализации личностно - ориентированного обучения как фактора гуманизации образования на первых занятиях студентов проводится тестирование и анкетирование. Результаты анкетирования помогают лучше адаптировать каждого студента к образовательному процессу в колледже. По результатам диагностического тестирования планируется учебная работа в помощь студентам в виде проведения консультаций, дополнительных занятий, организуется индивидуальная работа на уроках. Дня облегчения работы студентов с учебниками составляются опорные конспекты, сводные и обобщающие таблицы, дедуктивные схемы

На взгляд преподавателя естественных дисциплин педагогического колледжа самая главная концепция, соответствующая новым условиям и потребностям общества - это концепция развивающего обучения. На ее основе можно строить эффективное обучение. Главное условие этой концепции - не давать знания в готовом виде, ученик должен их добыть, выполнив задание, требующее интенсивной умственной работы. Развивающее обучение основано на самостоятельной деятельности учеников. На таких уроках необходима активная позиция учащихся. Б ходе уроков должно присутствовать созидание новых знаний, умений, высказывание своей точки зрения, сопоставление фактов и т.д. Учитель на уроке лишь организатор процесса обучения. Он ставит вопрос, просит выполнить наблюдение, предлагает поставить эксперимент, высказать свою гипотезу, даёт указание прочитать абзац учебника и что-то там найти, отыскать данные в справочнике. Вся же деятельность на уроке осуществляется самими учащимися.

Существует несколько способов деятельного подхода. Один из них - это конструирование урока по плану нетрадиционной формы. Например, на уроках химии «Особенности свойств и строения глюкозы», «Непредельный характер углеводородов» студентами проводится исследовательские лабораторные опыты, результаты их анализируются, систематизируются в таблицу и обобщаются самими студентами.

Другой вариант урока на основе деятельного подхода применяемый на уроках физики: из числа студентов курса формируется инициативная группа, организующая урок. В её задачу входит: а)подготовка сообщения по содержанию урока с использованием дополнительной литературы; б)решение типовых задач по теме с их объяснением; в) постановка демонстрационных опытов. Роль учителя здесь сводится к постановке проблемы, цели урока, к проверке домашнего задания, организации фронтального эксперимента, к контролю знаний, умений и навыков учащихся.

Развивающее обучение предполагает использование элементов проблемного обучения. При этом изучение нового материала идет как решение цепочки познавательных задач. Примером построения такого урока может послужить изучение физического закона «Электромагнитная индукция» и урок по биологии «Генетика». На этих уроках используется комплекс проблемных вопросов и экспериментов. Учащиеся, стремясь решить проблему, используют различные мыслительные операции: анализ ситуации, синтез, сравнение, рассуждение, обобщение. Постоянная постановка перед учащимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами в жизни, а стремится их разрешить, то есть, воспитывается творческая личность, способная к поиску.

Чаще всего уроки на основе деятельного подхода сочетаются с работой в малых группах, что удовлетворяет коммуникативные потребности учащихся. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность. Практика показывает, что учиться вместе не только легче, веселее, но и эффективнее.

Психологи пришли к выводу, что, исключая прямое общение между детьми во время занятий, мы делаем каждого ребёнка незащищенным, несамостоятельным, склонным не иметь собственного мнения. Вследствие этого, дети становятся менее творческими и самобытными.

Вышеуказанные и другие приемы развивающего обучения способствуют главному -выработке умения учиться, самостоятельно овладевать знаниями и умениями, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, что соответствует заказу нашего времени.


Литература

1.Бершадский М. Сколько физики нужно для жизни // Народное образование. 2002, №4. С. 140-147.

2. Браверман Э.М. Подходы к реализации развивающего обучения на занятиях по физике. // Физика в школе. 1998, №1. С. 23 - 28.

3. Ильин E.IL Мотивация и мотивы СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, MB. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. B.C. Полат. М: Академия, 1989. 224 с.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом