ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Сайт Ивана Гаранжи

 04.07.2011

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж

Анищева Людмила Ивановна, к.п.н., директор Воронежского

Анищева Людмила Ивановна, к.п.н., директор Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.
Козлова Людмила Александровна, зам. руководителя департамента ФГСЗН по Воронежской области, начальник отдела профориентации и профобучения. Козлова Людмила Александровна, зам. руководителя департамента ФГСЗН по Воронежской области, начальник отдела профориентации и профобучения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Л.А. Козлова,
зам. руководителя департамента ФГСЗН по Воронежской области, начальник отдела профориентации и профобучения,
Н.И. Лядова,
начальник отдела информационных технологии и автоматизации департамента ФГСЗН по Воронежской области

В настоящее время многие ученые и специалисты, особенно в области молодежной политики, считают проблемы молодежной безработицы наиболее актуальными для России, рассматривая ее как социальную опасность не только наших дней, но и угрозу будущему страны. Как показывает практика, подавляющее большинство молодых безработных испытывает серьезные материальные трудности, в связи с чем, они не склонны обзаводиться семьей, повышается опасность их деклассированности.

По данным Воронежской областной службы занятости ежегодно около 1,2 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений получают статус безработного, не приступая к трудовой деятельности. Основной причиной такого положения являются диспропорции спроса и предложения новой рабочей силы. В связи с этим актуальны меры по устранению рассогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. Оба рынка опосредованно связаны образовательными потребностями, которые формируются под влиянием изменений в экономике и определяются требованиями к уровню и качеству образования рабочей силы со стороны работодателей.

Изменились цели образования: от удовлетворения потребности в кадрах экономической и социальных сфер, до удовлетворения образовательных потребностей личности на основе свободного волеизъявления по поводу получения профессиональных знаний, умений, навыков и распоряжения ими при решении проблем занятости. Это усилило влияние образования на решение социальной задачи по защите граждан от безработицы, обусловило значимость проблемы выбора гражданами оптимальных образовательных услуг сообразно своим возможностям и потребностям.

В связи с этим повышается роль ранней профориентации, как необходимого этапа в профессиональном самоопределении. Ежегодно органы службы занятости оказывают профинформационные услуги более 22,0 тыс. учащимся общеобразовательных учреждений, Учитывая важность профориентации в построении профессиональной карьеры человека, внесены изменения в Закон о занятости населения, в соответствии с которыми органы службы занятости, кроме информационного обеспечения, получили право профессионального консультирования на основе диагностики психофизиологических особенностей и склонностей личности. Данная работа в нашей области будет проводиться в тесном контакте с органами образования, школьными психологами и социальными педагогами.

Одновременно необходимо предпринимать меры по совершенствованию системы профессионального образования. Основными проблемами, как унаследованными от периода планово-распределительной экономики, так и возникшими за годы экономической реформы, являются:

- отсутствие полной и достоверной информации о ситуации на рынке труда и прогнозе ее развития в системе профессионального образования. Это обусловлено как недостаточным изучением спроса на рабочую силу самими органами образования, так и тем, что сведения органов службы занятости, из-за отсутствия средств на социологические исследования, в основном касаются регистрируемого рынка труда, крупных и средних государственных и акционированных предприятий. Слабо изучается положение на малых предприятиях, составляющих, например, до 30% в Воронежской области и использующих до 11,6% занятого населения;

- разрушение связей профессиональных учебных заведений с предприятиями и организациями. Это обусловлено как отсутствием средств на проведение производственной практики учащихся и студентов, что повлекло распад системы наставничества, так и нежеланием ряда предприятий и организаций, в первую очередь малого и среднего бизнеса, организовывать работу с учащимися и студентами. Проводимые Воронежским департаментом занятости опросы выпускников профессиональных учебных заведений показали, что 70% из них положительно оценивают теоретическую подготовку, при этом каждый пятый отмечает недостаточность ее практической составляющей. Одновременно, около 17% опрошенных работодателей высказывают претензии к качеству подготовки молодых рабочих и специалистов;

- недооценка положения с трудоустройством выпускников, как фактора влияющего на рейтинг учебного заведения. Среди значительной части профессорско-преподавательского состава сложилось мнение о том, что главная задача учреждений профессионального образования - это увеличение интеллектуальной прослойки общества и с их точки зрения трудоустройство не обязательно должно быть увязано с результатами учебного процесса. При этом, под качеством образования понимается степень усвоения учащимися или студентами образовательных программ, что лежит в рамках традиционной трактовки и рассматривается как интегральная характеристика образовательного процесса, его результатов, выражающая меру их соответствия, распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Действительность же обуславливает положение, когда основной целью профессионального образования становится создание предпосылки для включения выпускников в трудовую деятельность. Отсюда, качество образования должно характеризовать полноту удовлетворения требований работодателей, рынка труда. Поэтому необходимо вносить соответствующие коррективы в учебные планы и программы на основе мониторингов поглощения выпускников профессиональных учебных заведений на рынке труда, выявления причин их невостребованности. Практика показала, что трудоустройству способствует приобретение навыков активного поведения на рынке труда. Поэтому, во все учебные программы, реализуемые для безработных граждан по заказу службы занятости, введены занятия по «Технологии поиска рабочего места».

В целях удовлетворения региональной, местной экономики в кадрах необходимо создание условий для территориальной мобильности выпускников профессиональных учебных заведений, в том числе путем материальной заинтересованности молодых рабочих и специалистов (оплата проезда к месту работы, установка дополнительной заработной платы на определенный период, особенно при переезде в сельскую местность, установление коммунальных льгот и т.д.), а также работодателей через налоговые льготы. Все это требует решений на федеральном уровне. Тем самым государство сможет оказывать должное влияние на регулирование предложений рабочей силы, предупреждение молодежной безработицы. Решению проблемы трудоустройства молодых специалистов способствовало бы и государственное регулирование предложения рабочей силы путем обучения по контрактам, за счет бюджетного финансирования, с последующим трудоустройством выпускников на предприятиях в определенных сферах и отраслях. Подобные меры являются в настоящее время актуальными еще и потому, что молодежь вовлекается в скрытую занятость, трудовую деятельность в неформальном секторе экономики, со всеми вытекающими негативными социальными и экономическими последствиями. По данным, приведенным Министром труда и социального развития А. Починком, сегодня в России занятость в неформальном секторе превышает скрытую и открытую безработицу вместе взятых и составляет 30-40% (по состоянию динамики объема производства и потребления населения), по другим оценкам - 50%. Работа молодежи в неформальном секторе оказывает долговременное отрицательное воздействие на экономику и общество, а также на судьбы молодых людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными мерами по сближению рынка образовательных услуг и рынка труда являются: корректировка объемов и профилей подготовки новой рабочей силы с учетом результатов социологических исследований проблем занятости; развитие системы ранней профориентации; совершенствование процесса обучения на основе его практической направленности с учетом потребностей рынка труда; создание условий для закрепления молодых рабочих и специалистов на производстве, а также для их территориальной мобильности; поддержка государством образовательных учреждений, выпускники которых поглощаются на рынке труда.

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом