СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Сайт Ивана Гаранжи

 13.02.2012

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-14 марта 2003 года
г. Воронеж


13 МАРТА 2003 ГОДА. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – Анищева Людмила Ивановна, директор Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа, к.п.н.

Зайцев Анатолий Михайлович, начальник управления профессионального образования 
и науки Главного управления образования администрации Воронежской области, к.п.н. Зайцев Анатолий Михайлович, начальник управления профессионального образования и науки Главного управления образования администрации Воронежской области, к.п.н.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

А.М. Зайцев,
начальник управления профессионального образования и науки главного управления образования администрации Воронежской области

1. Сеть учебных заведений профессионального типа в Воронежской области:

• 52 профессиональных училища, 21 тысяча человек, 110 специальностей;

• 52 техникума, колледжа, 46 тысяч человек, 146 специальностей;

•11 государственных вузов, 3 – военных, 7 филиалов российских вузов, 10 негосударственных, 2 муниципальных вуза, 99 тысяч студентов, 204 специальности.

Из 18 субъектов, входящих в Центральный федеральный округ России, Воронежская область стоит 2-й после Москвы по числу профессиональных учебных заведений и обучающихся.

Численность студентов вузов и ссузов, учащихся профессиональных лицеев и училищ составляет почти 7% от всего населения области, численность студентов вузов 50% от их общей численности в областях Черноземья. Доля студентов вузов и ссузов достигла 566 человек на 10 тысяч населения (по России, как известно – 489). Практически 60% выпускников средней школы в этом году стали студентами вузов.

В вузах сегодня работает 650 докторов наук, 3,5 тысяч – кандидатов наук. Соотношение числа преподавателей с учеными степенями и званиями к их общему числу достигло 65% (в среднем по России - 60, по ЦЧР - немногим больше 50%).

В 45 диссертационных советах ежегодно защищается более 400 диссертаций на соискание ученых степеней.

Как видим, научный и кадровый потенциал Воронежской области значителен.

2. Но и проблем в профессиональном образовании предостаточно. В ближайшее время наиболее остро будут стоять несколько из них:

• передача профессиональных лицеев, училищ, техникумов на областной бюджет;

• демографическая ситуация: 2002г. – 286 тысяч учащихся, 2007г. – 198 тысяч учащихся;

• перенасыщенность подготовки специалистов по ряду профессий, например, с экономической и юридической подготовкой;

• в целом - снижение уровня качества подготовки кадров;

•недовольство работодателей уровнем подготовки кадров, их нехватка, несмотря на то, что выпускали в 1991г. – 7,5 тысяч, сегодня – почти 13 тысяч человек ( это только по государственным вузам, с учетом негосударственных – около 20 тыс.).

3. Последнее обусловлено тем, что:

• в последние 10 лет несколько утеряна связь обучения с производством (работодатель нередко не представляет места для прохождения практики студентов, отказался выступать для учебных заведений в качестве базовых);

• лишь в последние 2 года наметилась востребованность научных разработок вузов, но пока эта работа, если брать хозрасчетную научную деятельность, не достигла уровня хотя бы 1991г.;

• нередко материальная база учебного процесса находится на низком уровне (лишь 2 года назад стали выделяться на эти цели средства из федерального бюджета, а многие вузы – привлекать внебюджетные средства для этого).

4. Каким видится выход из этого положения:

• Несомненно, положительную роль будет играть реализация концепции модернизации Российского образования на период до 2010г. (увеличение ассигновании, решение проблем целевыми программами, интеграционные процессы, профильная школа, обновление учебных планов, программ, учебников).

• Реальным представляется углубление многоуровневой подготовки кадров на основе интеграции разных типов учебных заведений профессионального толка.

• Жизнь заставляет развивать целевой набор студентов с финансированием из разных каналов:

за счет средств федерального бюджета в рамках контрольных цифр;

за счет областного бюджета, как уже в этом году было сделано в ВГАУ (72 человека принято на 5 млн. рублей);

за счет средств муниципальных бюджетов (опыт такой работы имеют ВГПУ и ВГМА, которые готовят кадры для социальных сфер);

но наибольшую надежду мы все же возлагаем на прямые договоры предприятий, вузов и абитуриентов.

По всем вышеуказанным каналам уже в 2002г. принято 2050 студентов, что составляет 29,9% от контрольных цифр приема.

Эту работу нам необходимо продолжать, чтобы быть готовыми к переходу на конкурсный заказ на подготовку кадров. На этот счет уже есть постановление Правительства РФ, которое пока на этот учебный год «заморожено», но в принципе все равно выполняться будет. Никто его не отменял. А в дальнейшем близится введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

5. На наш взгляд, технически эти проблемы мы можем решать, проведя некоторую структурную перестройку, которая нам видится в создании корпоративных объединений, в которые будут входить вузы, другие типы учебных заведений по профилю (вплоть до общеобразовательной средней школы, многие из которых с 2003г. будут действовать как профильные). Но самое главное, что в эту систему, несомненно, будут включаться производственные предприятия, научные учреждения.

Здесь много вопросов. Мы думаем, что нам следует идти пока «мягким» путем, без ликвидации юридического лица объединяющихся. Таким образом, ежегодно строится работа по организации жизнедеятельности созданного университетского округа при ВГУ, университетского округа аграрного образования при ВГАУ, в конце концов, и ассоциации политехнического образования при ВГТУ («Воронежская естественно-техническая образовательная и научно-производственная ассоциация»).

Уже начинает действовать «Технологический центр по координации образовательного процесса» при технологической академии, региональный центр «юг-лес» при лесотехнической академии, ассоциация «Педагогическое образование» при ВГПУ, университетский комплекс «Ассоциация Воронежский государственный архитектурно-строительный университет».

Ясно одно - это завтрашний день, когда университет станет, действительно, университетом каким он является во всем мире, с разветвленной образовательно-научной инфраструктурой.

Но уже сегодня такие корпоративные объединения способны решать, если так можно выразиться, ближайшие задачи:

• использование материального потенциала в общих целях;

• использование кадрового потенциала в общих целях;

• усиление инновационных процессов;

• создание системы многоуровневой подготовки кадров;

• укрепление связей образования с производством и наукой.

***

© 2008 - 2011, Сайт Ивана Васильевича Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
top.dp.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом